Математика | ||||
Самостоятельна и контрольные работы по алгебре-К.С.Муравин Москва 1965 стр.200 | ||||
Самостоятельна и контрольные работы по алгебре-К.С.Муравин Москва 1965 стр.200
ПРЕДИСЛОВИЕ Воспитать у ученика интерес к математике, добиться прочных знаний предмета, содействовать развитию его творческих способностей, умений и навыков — задача, поставленная перед учителем математики жизнью. Для решения этой задачи необходимы: 1) усиление внимания к методам обучения: максимальное развитие должны получить методы, стимулирующие активность учащихся, воспитывающие у них навыки самостоятельной работы, 2) пересмотр системы упражнений в направлении усиления ее содержательности, устранения шаблона, укрепления внутрипредметных связей и установления связей математики с другими предметами. По нашему мнению, система упражнений, способствующая активному овладению курсом алгебры, должна предусматривать три основных этапа: I этап. Первоначальное знакомство с понятием. II этап. Раскрытие связей и отношений данного понятия с другими понятиями, входящими в данную систему. III этап. Активное оперирование материалом с ис- пользованием его в других разделах курса и в смежных дисциплинах. , На первом этапе выполияютсяноднотипные упражнения, главным образом в одно действие, включающие существенные признаки и свойства данного понятия или правила. При этом разнообразие достигается широким варьированием несущественных признаков и форм задания. Однако изучение какого-либо понятия или правила изолированно от других понятий и правил не может обеспечить его усвое-ния. В лучшем случае оно сможет способствовать выработке механического навыка. Поэтому проведение на первом этапе контрольных работ нецелесообразно. Каждый он учитель знает, что иллюзия усвоения учащимися ~ ла, возникающая при проведении контрольных работ,' изолированно изученным правилам, немедленно иече как только дается упражнение, в котором эти правила реплетаются. Ученик либо перестает ориентироваться в • туации и не видит возможности применить изученные'п; •вила, либо начинает смешивать различные 'понятия и вила. Отсюда очевидна необходимость упражнений втх_ этапа, с помощью которых устанавливаются сходства и" личия между понятиями, находятся те отношения ними, .которые связывают понятия в единую систему * ^, Выполнение упражнений второго этапа, в которых oti ученика- потребуется комбинированное применение различу ных правил, будет содействовать развитию логического! мышления: способностей к анализу и синтезу, абстраги* рованию и обобщению, а это в свою очередь позволйт;ещ« более ;шяроко использовать сформированные понятия и' применять их в других разделах курса, смежных дисци№: линах, практических задачах, что и составит содержание упражнений третьего этапа. Осуществление такой системы упражнений позволит добиться прочных знаний по всему курсу алгебры 8-летнеЙ школы, в котором учащиеся смогут проследить общие идей И -методы, а не набор разрозненных определений и рецептов для выполнения формальных операций. : Одновременно будет решена и проблема повторения, так как осуществляемый в данной системе принцип -непрерывного' повторения материала сделает излишним выделение в течение учебного года значительного времени для повторения отдельных тем курса. Совершенно очевидно, что реализация предлагаемой нами системы будет -возможна только при использований активцых методов обучения и, в первую очередь, при значительном усилении элемента самостоятельности в работе учащихся.' v* • ' ' ' : --': * , Существуют,-различные виды самостоятельных работ, В данном сборнике мы рассмотрим только4 письменные классные равоты, , и числу которых можно отнести лабе^ раторно-практичеекие рароты, исследовательские работы, тренировочные раоЧгГы 4и, наконец, контролшые рабхггв! L , ' " ,, .- Остановимся вначале иа контрольных работах, которым в данном сборнике уделено главное внимание. 57 контрольных работ сборника составлены по' всему курсу алгебры 8-летней школы, в них входят, главным образом, упражнения, соответствующие уровню подготовки учащихся по завершении второго этапа обучения. Упражнения несмешанного типа, в одно действие, характеризующие этап первоначального знакомства с понятием, по нашему мнению, более целесообразно рассматривать на уроке при фронтальном, опросе и при проведении небольших (5—10 минут) самостоятельных работ. Все контрольные работы составлены в 8 вариантах, расположенных в порядке возрастания трудности: I—IV —• более простые, а V—VIII — несколько сложнее. Большое число вариантов"дано автором для того, чтобы учитель в зависимости от подготовленности класса имел возможность выбрать варианты для всего класса (как правили, из вариантов .-.I—- IV, соответствующих среднему уровню подготовки учащихся), используя, более сложные варианты как контрольные работы для отдельных сильных учащихся. Мы хотели бы с самого начала подчеркнуть, что сборник не со-дерясит ни работ, рассчитанных на отстающих учащихся, ни рабоМ олимпиадного типа. По нашему мнению, составление текстов контрольных работ для отстающих учащихся целесообразнее предоставить ^самому учителю^ который, проводя индивидуальную работу с каждым из отстающих/ вскроет .пробелы и недоработки в их знаниях и сам составит для лих соответствующие " контрольные варианты. - . • > Очевидна также нецелесообразность составления отдель» ных вариантов олимпиадного типа4 для учета знаний учащихся по данной теме ввиду того 4k> такие варианты будут проверять в первую очередь математическую • смекалку ученика и только во вторую — знание конкретного материала. . Учитывая,, что в стабильном задачнике по алгебре очень мало упражнений, необходимых на II и III этапах обучения, мы полагаем, что часть вариантов может быть Цепользовайа учитеяем яа уроке как тренировочный. м?-'Чериал. •! ,, |.,;• В системе, контрольных работ данного сборника замет- „ Sfю роль играют упражнения в форме вопросов, предназ- ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................... ,-7Г,» • 3 Контрольные работы ........ „•. . . . „ . •*-'.'•'. . :... 'ft; VI класс '. . . . ^ . Г...... . ......... — Vtt класс....................... 50 УН! класс....................... ПО Самостоятельные работы.............. . . . . 171 Цена: 200руб. |
||||