Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Выдающиеся портреты античности -Герман Хафнер Москва 1984 стр.310
Выдающиеся портреты античности -Герман Хафнер Москва 1984 стр.310

ПРЕДИСЛОВИЕ
Западногерманский археолог, искусствовед, историк античности, профессор Герман Хафнер проделал интереснейшую работу: собрал, разместил в алфавитном порядке различного рода портреты на монетах, конторниатах, фресках, мозаики, бюсты, статуи, рельефы, гермы, геммы и т. д. многих идентифицированных деятелей античности, сопроводив каждый из портретов биографической справкой.
Г. Хафнер - буржуазный ученый, поэтому естественно, что многие его сугубо персонифицированные критерии, оценки той или иной личности в истории отличаются от наших, прежде всего общественно-политических и социальных.
Книга, безусловно, полезна и нужна не только специалистам по античности: историкам, археологам, искусствоведам, — но и самым широким кругам читающей публики. Она послужит ценным дополнением к изданному недавно энциклопедическому двухтомнику "Мифы народов мира" (т. 1, М., 1980; т. 2, М., 1982). Немецкое издание книги Хафнера называется "Выдающиеся деятели античности" с подзаголовком "337 портретов в слове и образе". При подготовке русского издания название несколько уточнено, но суть его сохранилась.
Напомним, что под термином "античность" (в широком смысле обозначающим "древность") обычно понимают историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Знакомство с античностью через портретные изображения превращается в книге в целое путешествие во времени и пространстве. Оно охватывает 1000—1300 лет, начиная с греческой архаики, создания греческих полисов (городов-государств), греческой колонизации, полулегендарных римских царей VIII—VI вв. до н. э. и кончая вторжением варваров и падением Римской империи в IV-V в. н. э.
Читатель совершает путешествие по трем континентам: Европе, Азии и Африке. Территория, по которой оно совершается, то сокращается до собственно Греции и Италии, то расширяется (как в эпоху Александра Македонского), занимая пространство от Дуная до Инда и Нила или (в эпоху расцвета Римской империи) - от Британских островов до Африки, от Карпат до Апеннин, от долины Нила до низовьев Днестра. За это время произошло возвышение, расцвет и падение множества государств, в том числе и таких мировых держав, как персидская держава Ахеменидов, империя Александра Македонского, Римская империя, а также эллинистических государств, Боспорского цар-
ства на берегах Черного моря, Южнофракийского царства на Балканах, Дакийского царства в Карпатах и Прикарпатье, ряда государств Африки и т. д.
Политический центр античного мира за это время переместился из Древней Греции в Древний Рим. В этом мире происходили важнейшие социально-экономические, политические, культурные, этнические и другие изменения...
В Греции в VIII—VI вв. до н. э. создавались и расцветали рабовладельческие полисы, основанные на выборности и отчетности всех должностных лиц, включая и самых высших, перед всеми свободными людьми, гражданами полиса (рабами были в подавляющем большинстве иноземцы). Полисы имели различную структуру: казарменную военно-полицейскую в Спарте, сделавшую это государство оплотом политической реакции, тормозом в развитии социальных отношений, экономики и культуры. Характерно, что Спарта на выдвинула после Тиртея, воспевшего период создания государства и покорения им соседей, ни одного значительного поэта, философа, оратора, художника. В противоположность Спарте Афины и большинство других греческих полисов обеспечивали своим гражданам условия для развития личности, успешно осуществлялось экономическое и культурное развитие. Афины стали оплотом греческой демократии и крупнейшим культурным центром всего античного мира, продолжая оставаться в этом качестве и в период господства над • ними Рима, превратившего Грецию в одну из своих провинций — Ахайю в 146 г. до н. э. Недаром, несмотря на множество царей и других властителей, изображения которых делались в обязательном порядке как проявление их прерогатив, большинство портретов древних греков, дошедших до нас, относятся именно к различного рода деятелям культуры, науки и искусства периода создания и расцвета не только афинской, но вообще древнегреческой демократии. Тогда скульптурные и другие портреты политических деятелей создавались лишь как исключение, распространявшееся только на самых выдающихся деятелей, таких, как Перикл. Правда, чеканили свои изображения на монетах и мелкие греческие властители, например сиракузские тираны, но в подавляющем большинстве уже в римский период.
Одним из величайших вкладов древнегреческой демократии в общечеловеческую сокровищницу цивилизации было впервые сформулированное и обоснованное ею понятие "элев-терия", т.е. свобода, как полное отсутствие господства над каждым данным человеком, создание социальной организации как результата взаимных добровольных установлений*. В противоположность этому в древневосточных государствах
'Марксистскую оценку афинской демократии и прав свободных граждан в Афинском государстве читатель найдет в классической работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частой собственности и государства" (глава "Возникновение Афинского государства"). См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 109-119.
(хеттское Египет, Ассириян др.) понятие "свободный" существовало лишь как освобожденный от какой-либо из повинностей. Сама же социальная структура представляла собой сложную иерархическую лестницу от главы государства (фараона и др.) по раба причем люди, стоявшие на любых двух смежных ступенях этой лестницы, находились между собой в соотношении "господин" и "раб"*-
В период греческой колонизации, во время греко-персидских войн, в эпоху Александра Македонского, вообще в период эллинизма, как и во времена римской имперской экспансии, происходило причудливое смешение между Востоком и Западом не только в политической и социальной структурах, но и в экономике, культуре, во всех областях жизни. Это нашло свое яркое отражение в портретных изображениях. В самом содержании портретов отразились их стили и кризис полисной демократии, так называемая "младшая тирания" в греческих полисах, и возвышение Рима, "царский" период его истории, существование с конца VI в. до н. э. и до рубежа н. э. Римской республики, а с начала н. э. и Римской империи, достигшей своего максимального могущества и территориального распространения во II в. н. э., в III в. н. э. пережившей серьезный кризис, а в IV и V вв. н. э. подвергшейся все более частым и опустошительным вторжениям варваров, в конце концов приведшим (наряду с внутренним кризисом) к крушению державы.
В книге Хафнера мы встречаемся, так сказать, лицом к лицу с различными деятелями не только собственно античности, но и земель, и государств, в той или иной мере испытавших на себе в различные времена полититическое, военное, экономическое, кучьтурное и др. воздействий античного мира. Так, в книге помещены портреты различных властителей Африки: египетских царей, правителей Карфагена, Мавритании, Нумидии; стран Азии: Ирана, Индии, ряда государств, временно освободившихся от иноземной зависимости или вновь созданных после падения Ахеменидской державы, распада гигантского государства Александра Македонского и государства Селевкидов, основанного одним из полководцев Александра Македонского — Селевком. Такова отложившаяся в III в. до н. э. от государства Селевкидов Парфия - первоначально территория, охватывающая горы Копет-Дага и примыкающие к ним долины юго-западной Туркмении и северо-восточного Ирана. В период расцвета, в частности при Митридате I (171-138 гг. до н. э.), Парфия простиралась от гор Гиндукуша до долины реки Евфрат, включая большую часть Месопотамии, вела успешные войны с рядом государств, в том числе с Римом. В 238 г. до н. э. власть в Парфии захватил Аршак, Династия Аршакидов царствовала там до первой четверти
^M;i История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под ^ШД' М> Дьяконова, В. Д. Нероновой и И. С. Свенцицкой. 2-е
., 1983, с. 24, 25 и далее.
Ill в.н.э., когда на смену ей пришла династия Сасанидов.
Другим крупным государством, отложившимся в середине III в. до н. э. от державы Селевкидов, была Греко-Бактрия. Центр ее занимал современный северный Афганистан и частично побережье реки Амударьи, а в период расцвета, наибольшего могущества и расширения границ, в частности при Деметрии I (200—185 гг. до н. э.), греко-бактрийские войска перешли Гин-дукуш, захватили часть Индии; при Менандре I (155—130 гг. до н. э.), видимо, доходили до Ганга. Греко-бактрийские цари стали тогда именовать себя "завоевателями" или "царями Индии", они чеканили монеты с соответствующими надписями — греческими и индийскими.
Необходимо отметить, что как в этих, так и в других эллинистических восточных и южных государствах собственно греки составляли меньшинство населения, другие этнические группы на территории этих государств существовали обособленно и лишь в какой-то мере испытывали влияние греческой культуры.
В Азии после разгрома Ахеменидской державы, распада империи Александра Македонского и державы Селевкидов образовался или обрел суверенитет ряд других более мелких государств: Пальмира, Вифиния, Пергам, Каппадокия, Понт, Лидия, а также Армения и др. Портреты многих правителей этих государств, как и вождей соседних с Римской империей племен: кельтов, даков, южных фракийцев и др., — также сохранились, они вошли в книгу Хафнера. Однако подавляющее большинство портретов принадлежит деятелям собственно античности, т. е. Древней Греции и Древнего Рима.
Значительная часть помещенных в книге портретов, как пишет сам Хафнер, сделана не с натуры, а по воле и фантазии исполнителя, несомненно опиравшегося на определенные традиции и представления, сложившиеся о той или иной исторической личности.
Тексты, сопровождающие портреты, — это лишь краткие комментарии к ним. Общие сведения о различных сторонах деятельности того или иного персонажа привлекаются Хаф-нером лишь в той степени, в какой они помогают идентификации и интерпретации портретов. Поэтому, скажем, учение Аристотеля или войны Юлия Цезаря нужно изучать по их произведе-ниям и исследованиям, им посвященным.
Хафнер, свободно ориентирующийся в истории и культуре античности, тщательно собрал и идентифицировал портреты 337 персонажей.
337 персонажей — это не так много, но и не мало (напомним, например, что из 50 деятелей Древней Греции и Древнего Рима, описанных Плутархом, до нас дошло менее половины их портретов).
Хотя каждый в отдельности дошедший до наших дней портрет сохранился случайно, однако портреты 337 персонажей — это не случайное собрание, и оно дает право на определенные
,-гические выкладки, размышления и выводы. Разделим СТЭТ елей античности, портреты которых помещены в книге, на
^Асоциальные категории:
1 Различного рода властители: цари, тираны, императоры, пичи и приближенные, полководцы, политические деяте-
ИХ том числе и "тираноубийцы" (до нас дошли и такие порт-^™ - 2 греческих и 3 римских) .
2 Ученые, художники, поэты, писатели, артисты и т. п. Посмотрим, каково количество портретных изображений
лиц обеих этих социальных категорий в Древней Греции и в Древнем Риме, каково было соотношение между ними, и если оно менялось, то как именно?
Древнегреческих портретов лиц первой категории до нас дошло 56 (включая 16 греко-бактрийских царей, а также властителей мелких государств, на которые распалась держава Селевкидов - "Сирия", как ее называет Хафнер). Собственно же греческих властителей, политических деятелей, полководцев, "тираноубийц" и т. д. дошло всего 16 портретов, включая портреты 7 великих мудрецов древности, занимающих промежуточное положение между лицами первой и второй категории, поскольку они были и властелинами и мыслителями. Они жили в эпоху греческой архаики, а их портреты были сделаны в эпоху классики. Без них портретов лиц первой категории собственно
греческих - 9.
Портретов греческих деятелей второй социальной категории, причем в подавляющем большинстве происходящих из самой Греции - ученых, художников, поэтов, писателей и т. п., — 65. Что же касается древних римлян, то портретов лиц первой категории (причем собственно римских) до нас дошло 113, а портретов лиц второй социальной категории — всего 15.
В Древней Греции над портретами всякого рода властителей, их приближенных, полководцев, политических деятелей резко преобладали портреты людей науки, литературы и искусства. А в Древнем Риме, наоборот, портреты властелинов, политических деятелей и т. д. стали преобладать над портретами людей науки, литературы и искусства.
Столь заметное изменение портретных соотношений несомненно отражало реальное изменение значения этих двух социальных категорий в Древней Греции и Древнем Риме. При этом следует учитывать, что если деятели науки, литературы и искусства вошли в историю и заслужили благодарную память (и портреты) современников и потомков благодаря своим личным трудам и талантам, то портреты целого ряда властителей, помещенные в книге Хафнера, изготовлялись в зависимости от того, чьими детьми они были или какой сан им присваивался — вне всякой зависимости от их личных качеств и деятельности. В самом деле, в книге Хафнера публикуется, например, портрет Британика, сына императора Клавдия и Мессалины, который, еще будучи маленьким мальчиком, был отравлен

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу