Математика | ||||
Динамика зрительного восприятия -Барабанщиков В. А.М.: Наука, 1990. - 240стр. | ||||
Динамика зрительного восприятия -Барабанщиков В. А.М.: Наука, 1990. - 240стр.
Барабанщиков В. А. !4 Динамика зрительного восприятия. — М.: Наука, 1990. - 240 с. ISBN 5-02-013318-3 Книга посвящена исследованию свойств и закономерностей визуального отражения человека. Главная тема книги — логика движения перцептивного образа: возникновение, становление и преобразование в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Значительное место уделено методам изучеЕшя динамики зрительного восприятия. Для психологов, психофизиологов, философов, медиков. ВВЕДЕНИЕ Восприятие как психическое явление выражает непосредственную данность субъекту (реципиенту) предметной действительности, воздействующей на его органы чувств. Мы способны воспринимать цвет и форму, величину и перемещение окружающих нас веш*'й, чувствительны к изменениям температуры воздуха, легко определяем плотность осязаемых предметов и т. п. Чувственная данность характеризуется такими свойствами, как целостность, предметность константность, историчность; структурирована в пространстве и времени; выполняет в жизнедеятельности организма регуляторную функцию. Благодаря восприятию объективных событий (вещей, свойств, отношений) открывается возможность непосредственной ориентировки и действий индивида в постоянно меняющейся среде. Проблема восприятия принадлежит к числу классических, и, пожалуй, наиболее разработана в психологии. Ее развитие связано прежде всего с идеей превращения внешних свойств объективных событий в достояние (чувственный опыт) реципиента, с тем, как мы воспринимаем мир таким, каким он действительно является. Поэтому в центре внимания оказываются вопросы чувственного отображения пространства, времени, движения, энергетических и предметных характеристик среды и (или) самого индивида. Их совокупность составляет имидж современной психологии восприятия [65, 87, 127, 137, 158, 184, 215, 248, 270, 275, 316]. Существует, однако, и другая ориентация исследований. Она учитывает тот факт, что сама чувственная данность (отображение) является объективной реальностью, которая имеет собственные закономерности движения. Чувственный образ не только несет информацию о свойствах и отношениях окружающей наблюдателя действительности, но и имеет характерную «судьбу». Он возникает м определенное время и в конкретных обстоятельствах жизни индивида; имеет предпосылки становления в опыте предшествующего взаимодействия индивида со средой; проходит путь внутренней дифференциации и интеграции;; выполняет функцию регулятора поведения (деятельности, общения); наконец, он сам стано-вится предпосылкой будущего чувственного образа, так или иначе "ключаясь в него. Восприятие открывается, следовательно, в двух планах. Во-пер- IJX, как чувственное отражение (изображение, отображение) Действительности, реализуемое в той или иной сенсорной модаль- ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................. з Глава первая ДИНАМИКА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ (ПРОБЛЕМА И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ)........11 Глава вторая ВОСПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДА СО СРЕДОЙ...............31 Глава третья ДИНАМИКА ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В МИКРОИНТЕРВАЛАХ ВРЕМЕНИ............120 Глава четвертая ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ В ПРОЦЕССЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ . . . . .177 ЛИТЕРАТУРА.................228 Цена: 500руб. |
||||