Математика | ||||
Встречи с X музой кига1 - Вайсфельд Москва 1980 стр.220 | ||||
Встречи с X музой кига1 - Вайсфельд Москва 1980 стр.220
Вайсфельд И. и др. 14 Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Для учащихся ст. классов. Кн. I/И. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев.—М.: Просвещение, 1981.—223 с., ил. Привлекая мировую киноклассику и лучшие современные советские фильмы, авторы в популярной форме бесед рассказывают о специфике киноискусства, его эстетических особенностях; немалое место в книге уделено формированию восприятия юного зрителя. Особое внимание уделяется роли советского киноискусства в формировании коммунистического мировоззрения. Об этой книге ,ак известно, искусство кино любят все. Но многих любителей кино, особенно юных, интересует и другое: что собой представляет это искусство, как оно зародилось, в чем особенности его языка. Книг о кино .много. Есть тонкие брошюрки и буклеты — там в нескольких словах рассказана биография артиста, приведены кадры из самых известных его ролей. Есть толстые искусствоведческие фолианты, исследования по истории, теории и эстетике кино, размышления о сегодняшней кинодраматургии или об изобразительной структуре'кадр а, о связи слова и видимого образа, о способах Использования музыки на экране... Есть воспоминания прославленных мастеров, их мысли о собственном труде, о путях, приведших к созданию киношедевров, обошедших все континенты. Но наше издание «Встречи с X музой», разделенное на две книги, иного плана. Школьник имеет возможность почитать «занимательную физику» или «занимательную химию». Знакомы ему и увлекательные произведения по механике и алгебре, геометрии и астрономии. В последние годы появилось и «занимательное литературоведение» поэта С. Наровчатова. Есть и своеобразное «занимательное музыковедение» — книга композитора Д. Б. Кабалевского «Про трех китов и многое другое». Нашу книгу «Встречи с X музой» можно было бы назвать «Занимательное киноведение». В ней приведены сведения по истории, теории, эстетике, поэтике и технике кино, взятые в самом кратком объеме, какой, на наш взгляд, нужен для каждого подростка, всерьез интересующегося киноискусством. Необходимость такой популярной книги сегодня уже очевидна. Ведь во многих школах киноискусство включают в программу изучения литературы, истории. Немало старшеклассников занимаются и в факультативах по кино по специальной программе, рекомендованной Министерством просвещения СССР. Таким образом, по основному своему замыслу наша книга — своеобразное пособие. Вместе с тем, помня о ее «занимательности», мы избрали здесь для нее форму бесед, форму свободного размышления о животрепещущих проблемах и в истории кино и в его сегодняшнем дне. В том же духе могли бы, по нашему мнению, проводиться и занятия: на факультативе, на уроке, в киноклубе, в школьном кинотеатре, в кружке, в лектории. Как известно, в нашей стране существуют десятки тысяч кинолюбителей, создающих фильмы с помощью 8- и 16-миллиметровых камер. Добрая половина из них, если не больше,— школьники. Им тоже было бы интересно побольше узнать об искусстве, в котором они пробуют свои силы. А многие юные кинолюбители, еще не примкнувшие к киноклубу или любительской киностудии, возможно, сделают это, когда закроют эту книгу. Наши беседы о киноискусстве начинаются с рассказа о том, как родилась и развивалась X муза — кинематография. Этому и посвящена 1-я глава «Как кино стало искусством». 2-я глава, «Кино в семье искусств», рассказывает о том, что роднит и отличает новый вид искусства — кино — от других его видов. Вы узнаете, как киноискусство обретало «свое лицо», свой неповторимый эстетический облик. 3-я глава, «Виды и жанры в киноискусстве», показывает, как содержание, замысел кинопроизведения выражается через жанровое своеобразие. Эти три главы и составляют первую книгу наших бесед о киноискусстве. Вторая книга начинается с главы «Как делаются фильмы», рассказывающей о всех, кто участвует в его создании, и о том, как он делается технически. В следующей главе, «Язык кино», вы прочитаете о языке кино, о том, как с его помощью автор фильма выражает свое восприятие действительности. Эта глава познакомит и с основными стилистическими направлениями в кино. И, наконец, завершит вторую книгу, а с ней и все издание, глава «Кино и общество». В ней вы узнаете о роли кино в сегод-: няшнем мире, его участии в борьбе идей, о том, как экран фор-, мирует духовную культуру, обогащает нравственный опыт. • Для удобства пользования изданием к каждой книге прилагается список рекомендуемой литературы. Введение Десятая муза в нашей жизни УУрежде чем говорить о новой, десятой музе — детище XX столетия, вспомним о предшественниках: что собой представляет «великолепная девятка» муз, в ряд с которой ставится кинематограф. А девятка эта, оказывается, всего-навсего... миф. Да, да, настоящий миф. Созданный в античности и не забытый, несмотря на то, что мы живем совсем в другую эпоху. Тот, кто бывал в Москве или видел фотографии Большого театра, помнит, наверное, возвышающуюся на фронтоне здания статую с лирой в руках, едущую на колеснице, запряженной четверкой коней. Что символизирует скульптура? Аполлон — по греческой мифологии — покровитель искусства и бог 'муз. Согласно мифу Аполлон с венком на голове появлялся на горе Парнас; он играл на золотой кифаре в окружении хоровода из девяти муз. Каждая из муз имела свой отличительный признак, свое назначение. Мы назовем их хотя бы для того, чтобы представить себе, кто предшествует нашей десятой музе — кино, у которой, правда, иной голос и совершенно небывалое предназначение, но которая не забывает родства со своими предшественницами. Вот они, подданные Аполлона: Эвтерпа — муза лирической поэзии, Терпсихора — танцев, Каллиопа (старшая из муз)—эпической поэзии, Эрато — любовных песен, Мельпомена — трагедии, Талия — комедии, Клио — истории, Полигимния — священных гимнов, Урания — астрономии... Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остается в художественном сознании человечества, а искусство античности, которое питалось этой мифологией, продолжает, по выражению Маркса, доставлять нам художественное наслаждение. И не только искусство античности, но и остальная художественная культура, созданная человеческим .гением, впитывается, перерабатывается новой культурой — культурой социалистического общества. Содержание Об этой книге................ 3 Введение. Десятая муза в нашей жизни. И. Вайсфельд . 5 Кик кино стало искусством. Р. Соболев....... 15 Кино в семье исскуств. В. Демин.......... 107 Виды и жанры кино. Р. Соболев.......... 167 Цена: 200руб. |
||||