Математика | ||||
Философия и искусство модернизма.—Куликова И. С. — М.: Политиздат, 1980.—270 | ||||
Философия и искусство модернизма.—Куликова И. С. — М.: Политиздат, 1980.—270
Куликова Ирина Сергеевна О Философия и искусство модернизма.— 2-е изд., доп.— М.: Политиздат, 1980.—272 с., ил. В книге доктора философских наук И. С. Куликовой представлена пестрая панорама модернистских течений современного западного искусства, раскрываются их социальная роль и ф.чло-софско-теоретические основы. Второе издание книги значительно расширено и доработано по сравнению с первым с учетом тех изменений, которые произошли в буржуазном искусстве ва последние годы. Она предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами эстетики, актуальными вопросами идеологической борьбы. ВВЕДЕНИЕ Искусство является неотъемлемой частью жизни людей. Быстрый научно-технический прогресс открыл невиданные в прошлом возможности сильнейшего воздействия искусства на личность. Произведения искусства воспринимаются не только сознанием, они оказывают большое эмоциональное воздействие на личность в целом, пробуждая эстетические потребности. Характер художественной культуры зависит прежде всего от социально-политического строя общества. Им определяется в конечном счете не только идейное содержание художественных произведений, но и направленность воспитания самих художников, а следовательно, и судьбы искусства данной общественной формации. Искусство как форма общественного сознания тесно связано с идеологией. Но поскольку идейный строй произведений искусства выражается, как правило, не непосредственно, а опосредствованно, специфически присущим искусству художественным языком, то идейный их смысл не всегда раскрывается сразу. А между тем даже самое на первый взгляд бессодержательное (безыдейное) произведение, будь то музыкальный «шлягер» буржуазного массового искусства или полотно абстракциониста, несет определенную идейную нагрузку, воздействуя на человека, на его сознание и волю. Искусство как форма общественного сознания и эстетика, выражающая и определяющая его идейную направленность, активно участвуют в современной идеологической борьбе. Социалистическое искусство, марксистско-ленинская эстетика утверждают передовые гуманистические социально-эстетические идеалы, помогают познавать жизнь, активно воздействовать на нее. Будучи ориентированы на поднятие общего культурного уровня людей, они являются действенным средством формирования всесторонне развитой личности — человека коммунистической формации. Современная буржуазная эстетика и искусство объективно выполняют противоположные задачи. Они стремятся отвлечь трудящихся от актуальных вопросов жизни, навязать выгодные буржуазии идеалы и вкусы, посеять пессимизм и неверие в силы человека. Противопоставляя личность обществу, они способствуют изоляции человека от социальных проблем, от борьбы за лучшее будущее. Раскрыть реакционную идейную сущность многочисленных направлений современного буржуазного искусства дает возможность последовательный марксистский эстетический анализ содержания и формы художественных произведений, принципов творчества буржуазных деятелей искусства. Современное искусство Запада известно под названием модернизма. Работы модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных человечеством: содержание и смысл творений художников-модернистов, как правило, непонятны зрителям, модернистское искусство малокоммуникативно. Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами. Многочисленные модернистские направления не были связаны и с национальными традициями искусства своих стран. Так, кубизм, возникший во Франции, не имел ничего общего с французской национальной культурой; итальянский футуризм ничего не воспринял от великих традиций итальянского искусства; дадаисты, обосновавшиеся в Швейцарии, не смогли привлечь на свою сторону швейцарских художников, и пребывание дадаистов в Швейцарии не оставило следа в ее национальном искусстве. Порвав с национальными традициями, искусство модернизма не приобрело и интернационального характера, поскольку оно не несло в себе общечеловеческих идеа- лов. С самого своего возникновения и по сей день искусство модернизма носит космополитический характер. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический творческий метод. Это, в свою очередь, определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма (трактовка соотношения искусства и действительности, формы и содержания, проблемы коммуникативности и др.). Общность эстетических позиций различных направлений модернизма настолько очевидна, что объединение их в специфический тип искусства вполне закономерно. Может вызвать сомнение только основательность термина, обозначающего этот тип искусства. Само слово «модерн» в ряде европейских языков означает «современный». Однако современным являлось в свое время каждое искусство; кроме того, современным в наши дни является прежде всего реалистическое искусство, в частности искусство социалистического реализма. Этимологическая неточность термина «модернизм» дает повод для тенденцио.ч-ного его толкования; в результате реализм, и в особенности социалистический реализм, оказываются терминологически за рамками «современного» искусства. Очевидно, оперируя понятием «модернизм», целесообразнее иметь в виду не этимологическое, а смысловое значение этого слова. В основных европейских языках для более точного обозначения соответствия чего-либо духу времени кроме термина «модерн» употребляется слово «современный» (в английском языке — contemporary, во французском — contemporain, в немецком — zeitgemass). В лингвистическом отношении слово «модерн» связывается с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. И с этой точки зрения использовать термин «модернизм» для обозначения совокупности новых направлений в буржуазном искусстве вполне допустимо: модернистское искусство более, чем какие бы то ни было другие явления в искусстве прошлого и настоящего, порывает с традициями и претендует на абсолютное новаторство. Введение этого термина облегчает анализ современного буржуазного искусства, позволяет выявить черты, отли- ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .3 Глава I. У ИСТОКОВ МОДЕРНИЗМА 17 Глава II. ПРОТИВ РАЗУМА И СМЫСЛА 33 Глава III. ВОЛЯ К НАСИЛИЮ 49 Глава IV. СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТРАХА 60 Глава V. ОБЕСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ИСКУССТВА Н7 Глава VI. ИСКУССТВО ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ 142 Глава VII. «НАД» ИЛИ «ПОД» РЕАЛЬНОСТЬЮ 158 Глава VIII. АБСУРД ВМЕСТО ЛОГИКИ 172 Глава IX. АНТИРЕАЛИЗМ «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» 200 Глава X. ФИКЦИИ БЕЗ ФАНТАЗИИ 215 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 266 Цена: 200руб. |
||||