Математика | ||||
Поведение динамических систем вблизи границ области устойчивости-Н.Н.Баутин Москва 1949 стр.165 | ||||
Поведение динамических систем вблизи границ области устойчивости-Н.Н.Баутин Москва 1949 стр.165
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ........................ 7 Введение.......................... 9 Глава Д. Поведение траекторий в окрестности состояния равновесия вблизи границ, определяемых условиями Раута—Гурвица.......... 18 Глава II. Система двух уравнений первого порядка 25 § 1. Выражение для L (Х0) через коэффициенты исходной системы................... 25 § 2. Выражение для L (Х0) в виде интеграла по кривым вспомогательной консервативной системы..... 30 § 3. Выражение для /i(X0) через коэффициенты исходной системы..................... 37 § 4. Смена качественных структур в окрестности состояния равновесия при переходе через границу области устойчивости ................... 38 § 5. Примеры..................... 50 1. Симметричный полет самолета в вертикальной плоскости с постоянным углом атаки (50) Глава III. Система трех уравнений первого порядка 56 § 1. Выражение для I (Х0) [через коэффициенты системы, приведенной к каноническому виду........ 57 § 2. Выражение для ? (Х0) в виде интеграла по кривым вспомогательной консервативной системы (без приведения к каноническому виду) .......... 63 § 3. Выражение для 1(10) через коэффициенты исходной системы................... 71 § 4. Смена качественных структур в окрестности состояния равновесия при переходе через границу области Раута—Гурвица............. 73 6 ОГЛАВЛЕНИЕ § 5. Примеры..................... 80 1. Сложный генератор с вырожденным вторым контуром (80). 2. Стабилизация курса самолета автопилотом (83). 3. Регулирование уровня жидкости (89). 4. Следящая система (95). 5. Регулирование числа оборотов регулятором прямого действия (100). 6. Генератор с учетом сеточного тока (106). Глава IV.'Система четырех уравнений первого порядка НО § 1. Выражение для L (Х0) через коэффициенты системы, приведенной к каноническому виду........114 1°. Случай, когда вторая пара корней комплексная (114). 2°. Случай, когда вторая пара корней действительная (123). § 2. Выражение для L (Х0) в виде интеграла по кривым вспомогательной консервативной системы (без приведения к каноническому виду) ........... 127 § 3. Выражение для /(Х„) через коэффициенты исходной системы .....................138 § 4. Примеры.....................140 1. Однорельсовый вагон с гироскопической стабилизацией (140). 2. Непрямое регулирование при наличии жесткой обратной связи (144). 3. Судно с гироскопическим стабилизатором (149). 4. Система с неконсервативными силами, зависящими от положения (152). 5. Сложный генератор (155). Глава V. Некоторые замечания к общему случаю системы я уравнений первого порядка ...... 160 Литература..........................163 ПРЕДИСЛОВИЕ Исследование устойчивости линеаризованных систем при помощи критериев Раута — Гурвица и Найквиста, обоснованное— для достаточно малых отклонений—теоремами А. М. Ляпунова, в настоящее время хорошо известно инженерам и физикам, занимающимся усилительными схемами, автоматическим регулированием, гироскопической стабилизацией, еле-, дящими системами и т. д. Эти критерии позволяют разбить пространство параметров системы на области, соответствующие устойчивости рассматриваемых равновесных режимов, и на области, соответствующие их н?устойчивости. Однако для многих практических вопросов представляет интерес поведение системы в окрестности данного состояния равновесия при. тех значениях параметров, которые соответствуют точкам пространства параметров, лежащим в непосредственной близости к границам, разбивающим это пространство (по отношению к данному состоянию равновесия) на устойчивые и неустойчивые области. Для решения этого вопроса недостаточно рассмотрения линейной задачи, сводящейся к исследованию характеристического уравнения, а, как показано в предлагаемой вниманию читателей книге, вопрос своди гея к изучению некоторой другой, уже нелинейной задачи, и •— для практически наиболее важных случаев — в конечном счете к отысканию так называемых „ляпу-новских величин". Автор находит формулы для непосредственного вычисления этих ляпуновских величин и детально разъясняет технику разбиения границ области устойчивости на„ безопасные границы", достаточно малые нарушения которых приводят лишь к возникновению автоколебаний малой амплитуды (сколь угодно малой при достаточно малых нарушениях), и на „опасные границы", малейшее нарушение которых приво- Цена: 500руб. |
||||