Математика | ||||
Логика для юристов - Гетманова, Александра Денисовна.М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил. | ||||
Логика для юристов - Гетманова, Александра Денисовна.М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил. Гетманова, Александра Денисовна. Логика для юристов ; учеб. пособие для студентов вузов, об; ющихся по специальности 032700 - юриспруденция (ГСЭ. Р. нац.-регион, (вуз.) компонент) / А. Д. Гетманова. - 5-е изд., М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил. - (Высшее юридическое об ние). - ISBN 978-5-365-00929-5. Агентство CIP РГБ ^i Учебное пособие ориентировано на преподавание логики в педагогнчесй ких учебных заведениях на юридических факультетах и отделениях по тингу, в юридических вузах, юридических колледжах и общеобразовачх. школах по учебному предмету «Право». С целью развития логического ,.,„„*., ления и применения теории логики на практике все главы снабжены логачесй кими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глай ва раскрывает этапы развития логики как науки. Учебное пособие адресован^ также юристам, учителям, слушателям в системе повышения квалификаций и всем интересующимся проблемами логики и юриспруденции. i А.Д. Гетманова в течение тридцати лет преподает логику в Москоф ском городском педагогическом университете (МГПУ), является авторе* нескольких учебников по логике. Материал учебного пособия имеет семилетнюю апробацию преподавание логики на юридическом факультете Московского городского педагогической университета (МГПУ) и двухлетнюю практику преподавания логики в Акадй мическом правовом университете при Институте государства и права России^ ской академии наук и Государственном университете гуманитарных наук. ВВЕДЕНИЕ К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага че- -ловечества. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Мария Склодовская-Кюри во время Первой мировой войны направила свой организаторский талант на создание радиологической службы французской армии. Она умерла от лейкемии — следствия лучевой болезни, развившейся за многие годы работы с радиоактивными веществами. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе. • К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку. Люди хотят познать не только закономерности природы и общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине. Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, кото-Рые позволили ему глубже и полнее познавать свойства при-Р°Дных и социальных явлений. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3 ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ § 1. Формы познания................................................................... 10 § 2. Понятие логической формы и логического закона................. 16 § 3. Логика и язык........................................................................27 Задачи.....................................................................................33 ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ §1. Понятие как форма мышления...............................................43 §2. Содержание и объем понятия.............................г..................47 §3. Виды понятий.......................................................................48 §4. Отношения между понятиями................................................52 §5. Определение понятий...........................................................59 §6. Деление понятий. Классификация.........................................74 § 7. Ограничение и обобщение понятий.......................................85 Задачи................................................................................л... 87 ГЛАВА III. СУЖДЕНИЕ §1. Общая характеристика суждения...........!..............................110 §2. Простое суждение................................................................113 § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний...................................................120 § 4.' Выражение логических связок в естественном (русском) языке, в том числе в юридических текстах............128 § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности..........................................................................135 § 6. Деление суждений по модальности......................................138 § 7. Логическая структура вопроса..............................................145 Задачи....................................................................................150 413 ГЛАВА IV. ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВИЛ ЬНОГО МЫШЛЕНИЯ . • t §1. Понятие логического закона.................................................156 § 2. Законы логики и их роль в познании.....................................157 § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения и юридической практике.....................172 Задачи....................................................................................177 ГЛАВА V. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ §1. Общее поня7ие об умозаключении.......................................194 §2. Определение дедуктивных умозаключений............................197 § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования..............................................................200 §4. Простой категорический силлогизм.....................................206 § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)...........212 § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).............................213 §7. Условные умозаключения.....................................................218 §8. Разделительные умозаключения...........................................224 § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения....................................................................228 § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения.......................237 §11. Непрямые (косвенные) выводы...........................................243 Задачи....................................................................................245 ГЛАВА VI. ИНДУКЦИЯ И АНАЛОГИЯ §1. Индуктивные умозаключения и их виды....................-.............259 § 2. Виды неполной индукции.....................................................261 § 3. Индуктивные методы установления причинных связей...........266 § 4. Умозаключение по аналогии и его виды..................'..............270, § 5. Аналогия в юридическом законе и аналогия в праве.............27'Ц Задачи....................................................................................28(1 ГЛАВА VII. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ § 1. Понятие доказательства.......................................................287 § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства...................291 §3. Понятие опровержения.........................................................294 §4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях...........296 § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах......................302 §6. Искусство ведения дискуссии...............................................305 Задачи....................................................................................312 ГЛАВА VIII. ГИПОТЕЗА. ПОСТРОЕНИЕ ВЕРСИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ § 1. Гипотеза как форма развития знаний....................................328 §2. Построение гипотезы (версии) и этапы ее развития.............333 §3. Способы подтверждения гипотез (версий)...........................335 §4. Опровержение гипотез (версий)..........................................337 §5. Примеры гипотез, возникающих в познании.........................339 * Задачи....................................................................................344 Занимательные задачи...................................................352 Тест Айзенка........................................................................357 ГЛАВАМ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ КАК НАУКИ § 1. Краткие сведения из истории традиционной формальной логики............................ч.................................371 § 2. Краткие сведения из истории математической (символической) логики......................................................390 Заключение..........................................................................404 Тесты.......................................................................................407 Рекомендуемая литература..........................................410 Список символов.......................................................:.......412 Логика классов...................................................................412 Цена: 200руб. |
||||