Математика | ||||
О цветах и красках - С.С. Алексеев Москва 1962 стр.55 | ||||
О цветах и красках - С.С. Алексеев Москва 1962 стр.55 ПРЕДИСЛОВИЕ Среди различных отраслей знаний есть такие, которые не могут не интересовать художника, — это пластическая анатомия, перспектива, технология материалов, изучаемые во всех художественных школах, цветоведение, исследующее закономерности цветовых явлений, таких, например, как изменение цветов от освещения и на расстоянии, смешение красок, влияние цветов друг на друга и др. Знание закономерностей цветовых явлений помогает художнику в его работе. Конечно, можно досконально изучить цветоведение и не стать живописцем, так же как, изучив перспективу и пластическую анатомию, не стать рисовальщиком. Чтобы стать художником, нужно, кроме того, развить природные способности и приобрести практические навыки. Великий немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель Гёте (1749—1832) писал в своем «Учении о цветах»: «...я понял, под конец, что к цветам, как физическим явлениям, нужно подходить прежде всего со стороны природы, если хочешь изучить их в интересах искусства»1. Чтобы решить какую-либо живописную задачу, допустим написать солнечный пейзаж, надо знать, как изменяются цвета при интенсивном освещении. Чтобы в пейзаже передать пространственную глубину,' надо знать, как изменяются цвета на больших расстояниях и т. д. Разумеется, можно, предварительно ничего не изучая, увидеть все эти изменения цветов в натуре, но знания позволяют быстрее приобрести практический опыт, увереннее и с меньшей затратой времени решать такого рода задачи. 1 Цит. по кн.: В. О. Лихтенштаят, Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение, Пг., Госиздат, 1920, стр. 285. 1* 3 В настоящей брошюре изложено далеко не все, что в области цвета изучено наукой. Здесь кратко рассказывается только о самом главном, только о том, что дает первоначальное знакомство с цветовыми явлениями, в частности, вопросы колорита лишь затронуты. Более глубокий их разбор потребовал бы большего объема издания и вышел бы за пределы поставленной автором задачи. Цветоведение—наука молодая, окончательно сложившаяся в XIX веке. Старые мастера живописи даже не имели возможности теоретически ознакомиться со многими законами цвета, открытыми и сформулированными позже. Но коль скоро эти законы извлечены цветоведением из природы и проявляются постоянно в окружающей нас материальной среде, мастера искусства практически познавали их на опыте творческой работы. Значительная часть общетеоретического материала, содержащегося в брошюре, и ряд примеров применения цветоведческих данных к решению живописных задач взяты автором из его ранее опубликованных работ1. Многие сведения о красках и технике старых мастеров заимствованы из капитального труда проф. Д. И. Киплика 2 и из других работ, указанных в прилагаемом списке литературы. 1 В основном из книги: С. Алексеев, Элементарный курс цветоведения, М.—Л., «Искусство», 1939. 2 Д. И. К и п л и к, Техника живописи, М. — Л., «Искусство», 1950. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................... 3 /. Взаимодействие цветов........... 5 //. Передача освещения............. 12 ///. Передача объемности форм......... 18 IV. Передача пространства........... 22 V. Передача материала............ 25 VI. Цвет в картине.............. 29 VII. Краски................... 38 VIII. Техника живопис':............. 43 Литература.................... 50 Список иллюстраций............... 51 Иллюстрации .................. 53 Цена: 200руб. |
||||