Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Пространственные построения в живописи-Б.В.Раушенбах Москва 1980 стр.300
Пространственные построения в живописи-Б.В.Раушенбах Москва 1980 стр.300


На основе психологии зрительного восприятия и с помощью математического аппарата в книге анализируется теория пространственных построений в изобразительном искусстве. Теоретические вопросы рассматриваются на материале искусства Древнего Египта, средних веков (Византия, Древняя Русь, Индия, Иран) и творчестза Сезанна. Математические выкладки выделены в Приложения. Книга иллюстрирована.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга посвящена проблеме геометрии пространственных построений в изобразительном искусстве. Термин «пространственные построения» требует некоторого уточнения. Как известно, передавая трехмерный мир на плоскости картины, художник стоит перед задачей отображения объемно-пластических качеств изображаемых объектов и задачей построения пространства картины. Обе эти задачи не сводятся только к геометрии, здесь не менее важны и светотень, и цвет, и органически слитый с ними духовно-культурный опыт, дающие в синтезе то, что называют «пространством в живописи». Вычленение геометрических особенностей всегда условно и всегда суживает проблему пространства в живописи, однако это оказывается полезным и позволяет обращаться к математическому аппарату исследования.
Содержанием книги является геометрический аспект пространственных построений, включающий как методы изображения отдельных предметов, так и геометрические методы построения пространства в целом, т. е. проблемы, нередко охватываемые понятием «системы перспективы».
Подлежащая изучению задача ставится следующим образом: каковы должны быть, исходя из 1) законов восприятия и 2) геометрии, применяемые художником пространственные построения, чтобы изобразить на плоскости реально воспринимаемое пространство по возможности неискаженным. Такая постановка проблемы позволяет применять строгие математические методы исследования. Конечно, художник вовсе не обязан рабски следовать за натурой, его задачи много шире, однако понимание того, как надо было бы изобразить пространство по правилам геометрии, позволит искусствоведу более четко осознать методы и приемы художника, дать более тонкий анализ творчества отдельных мастеров и более глубокую характеристику художественных особенностей целых эпох.
Использование достижений современной психологии зрительного восприятия с привлечением методов математического, анализа выявило, что существует более полная, чем до сих пор считалось, система научной перспективы (названная ниже перцептивной), в которую входит система линейной перспективы эпохи Возрождения как частный случай, справедливый только для изолированного изображения удаленных областей пространства. Эта более полная система «реабилитирует» (если это вообще необходимо) такие особенности живописи, как обратная перспектива средневековья или про-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Постановка задачи. Черчение и рисование 7 Глава I. Живопись и рельеф Древнего Египта. Художественное
черчение 15
Глава II. Предварительные сведения о зрительном восприятии . 42 Глава III. Передача зрительного восприятия на плоскости 52 Глава IV. Перспективная основа византийской и древнерусской
живописи 80
Глава V. Обратная перспектива 94 Глава VI. Эффекты обратной перспективы 118 Глава VII. Чертежные методы в византийской и древнерусской
живописи 140
Глава VIII. Геометрически противоречивые изображения 168 Глава IX. Миниатюры Индии и Ирана. Система свободной перцептивной
перспективы 190
Глава X. Пространство Сезанна и система жесткой перцептивной перспективы 215 Заключение 233 Список сокращений 242
НАБРОСКИ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Приложение 1. Сетчаточный образ и система линейной перспективы 244
Приложение 2. Возможность изображения перцептивного пространства на плоскости 247
Приложение 3. Количественная связь линейной и перцептивной перспектив 254
Приложение 4. Аксонометрия 255
Приложение 5. Возникновение обратной перспективы при созерцании близких областей пространства вследствие явления «сверхконстантности» 260
Приложение 6. Возникновение обратной перспективы при наблюдении предметов в ракурсе 263
Приложение 7. Обратная перспектива и геометрия Лобачевского 271
Приложение 8. Жесткая система перцептивной перспективы 275
Приложение 9. Нулевые линии и их кривизна 2S2
Приложение 10. Наглядное представление сечений четырехмерного пространства 285
Приложение 11. Механизм константности формы и портретная живопись 286

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу