Школьный толковый словарь русского языка - Лапатухин М. С. М.: Просвещение, 1981.— 463 с. | ||||
Школьный толковый словарь русского языка - Лапатухин М. С. М.: Просвещение, 1981.— 463 с. Лапатухин М. С. и др. 14 Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Просвещение, 1981.— 463 с. Впервые издаваемый «Школьный толковый словарь русского языка» предназначен для учащихся средней школы. В нем раскрываются значения слов, пригодятся грамматические формы, присущие этим словам, дается морфемное членение слов, сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов. 60601—840 ББК.81.2Р-4 ----------- uuih nurLun__ftl о «школьном толковом СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА». Русская советская языковедческая наука постоянно развивается, исследования русского языка все более углубляются, раскрываются новые направления в изучении русского языка. Совершенствуется, развивается и русская советская лексикография, словарное дело. Составляются новые типы словарей. Таким новым для русской лексикографии является и «Школьный толковый словарь русского языка», предназначенный для школьников, родным языком которых является русский. Следует сказать, что в последние десятилетия активизировалось составление учебных словарей. Но это все словари в помощь обучающимся русскому как иностранному или осваивающим русский язык в качестве языка межнационального общения. Перед вами первый опыт учебного толкового словаря русского языка, которым должен пользоваться ученик русской средней школы. В русской советской лексикографии ...имеются отличные словари общего назначения: четырехтомный «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, четырехтомный академический «Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, самый большой в истории отечественного словарного дела академический «Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах, удостоенный Ленинской премии, «Словарь русского языка», составленный С. И. Ожеговым. Словарь С. И. Ожегова хотя и называется «малым», но представляет все же достаточно объемный том. Он предназначен для пользования в домашних условиях. При всех достоинствах перечисленных словарей, все они не учитывают учебно-методических интересов школы, учащихся, так как описывают словарный состав литературного языка с большей или меньшей полнотой и имеют совсем иные задачи. М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская и Г. П. Снетова составили толковый словарь русского языка, адресованный учащимся русской средней школы. Важно отметить, что этот словарь увязывается со школьной программой по русскому языку. В нем даются грамматические пометы, которые указывают, к какой части речи относится слово, показывается морфологическое членение слова на основу и окончание, выделяются суффиксы, специфические для раз- личных производных грамматических форм, приводятся чередования согласных в грамматических парадигмах и т. д. Все это должно помочь школьникам осмыслить структуру русского слова, его строение. На уроках русского языка и при выполнении домашних заданий к словарю можно обращаться, получать нужные справки, поскольку в учебниках даются только отдельные примеры на правила и исключения из них, а в словаре приводятся слова активного словарного запаса. Школьный толковый словарь — полезное, просто необходимое дополнение к учебнику. Конечно, определить активный словарный запас современного школьника — дело чрезвычайно трудное. У учеников средней школы обычно намечаются разные интересы: кто-то из них увлекается радиотехникой, другой — математикой, третий склонен изучать историю. Соответственно колеблется и активный словарный запас. Многие школьники усваивают и употребляют в своей речи такие специальные термины, которых нет и не будет в самом большом академическом словаре. Если попытаться создать школьный словарь, в который вошла бы вся терминология школьных учебников и учебных пособий, а также специальных книг, которые читают некоторые школьники, получился бы громоздкий многотомный труд. Такой труд вряд ли кому понадобился бы (тем более любому школьнику). Специальная терминология описывается в особых словарях. Авторы решили идти по иному и единственно правильному пути: составить словарь-минимум общеупотребительной норматив-н о и лексики, словарь для изучения современного русского литературного языка, единого и одного для всех будущих рабочих, колхозников, педагогов, медиков, инженеров, ученых. Конечно, включение или невключение того или иного слова в школьный словарь может и, вероятно, будет вызывать споры, возражения. Пожалуй, это неизбежно, так как еще неизвестны более или менее точные критерии отбора слов в подобный словарь. Но ведь с чего-то надо начинать. Можно не сомневаться, что одноязычная школьная толковая лексикография будет совершенствоваться, как будет совершенствоваться и этот «Школьный толковый словарь русского языка». Но и сейчас созданный словарь принесет бесспорно большую пользу школе, всем тем, кто будет им пользоваться, кто получит возможность постоянно обращаться к нему за справками, консультациями. Лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР, доктор филологических наук Ф. П. ФИЛИН КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «ШКОЛЬНЫМ ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА». Язык — важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в производственной и общественной деятельности. В языке каждого народа отражаются его история, характер, особенности мышления и художественного творчества. Русский язык — один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие. В. И. Ленин назвал русский язык великим и могучим. Фридрих Энгельс писал, что русский язык — это язык, «который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 526). М. И. Калинин, выступая перед старшеклассниками, указал на огромное значение в школьном образовании русского языка: «Прежде всего вы должны хорошо знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам придется изучить, нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний». В наши дни роль русского языка значительно возросла. Это не только язык русской нации, но и язык, добровольно выбранный народами нашего великого многонационального Советского Союза в качестве средства межнационального общения, язык, по праву занявший достойное место в числе мировых. Знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову — это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. Помочь тем, кто стремится изучить русский язык, глубже вникнуть в текст произведений великих русских и советских писателей, повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас и приз- < вана книга, которая называется «Школьный толковый словарь русского языка». 1 для v? ° л ь н ы м — словарь назван потому, что предназначается г,™ учащихся и является справочным пособием, которое должно помочь воспитать у учащихся чувство родного слова. 5 Цена: 200руб. |
||||