Язык в речевом общении - Львова С. И М.: Просвещение, 1991.—128 с | ||||
Язык в речевом общении - Львова С. И М.: Просвещение, 1991.—128 с Львова С. И. , ) Язык в речевом общении: факультатив, курс: (8—9кл.): Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.—128 с.— ISBN 5-09-004038-9, , Факультативный курс f Язык в речевом общении» состоит из двух хниг: книги для учащихся и книги для учителя. Автор курса, обращаясь к учителю, предлагает ему не свод указаний, а своеобразный «методический ключ» к факультативу: пособие формулирует цели курса, содержит ряд конкретных практических рекомендаций к преподаванию разделов и тем курса, дает дополнительный материал по вопросам,' которые могут оказаться сложными для учащихся и потребуют от учителя диффер^нциро-ванного подхода к их подаче на занятиях факультатива. Книга для учителя содержит схемы, таблицы, интересные тексты, позволяющие 'обобщить изучаемый материал, пробудить у учащихся интерес к изучению родного языка. 306010000—413 in.-Ufm—QI— ""*• "«««MO — 91, доп. М 1 ББК 74.261.3 ПРЕДИСЛОВИЕ , Давнее желание учителя — получить возможность выбрать из имеющихся факультативных курсов тот, что в большей степени соответствовал бы его собственным лингвистическим склонностям, а также интересам тех учащихся, которые стремятся по-бол>ше узнать о родном языке и готовы заниматься этим во внеурочное время. К сожалению, выбор у учителя пока еще ,невелик. Надеемся, что это положение вскоре изменится, появятся новые факультативные курсы по русскому языку. Хочется верить, что предлагаемый факультатив «Язык в речевом общении» стимулирует инициативу учителей и методистов в разработке и создании оригинальных пособий для внеклассных занятий по предмету. Познакомят с этим факультативным курсом две книги: книга для учащихся VIII—IX классов и книга для учителя. Первая представляет собой сборник упражнений, которые помогут организовать индивидуальную и коллективную работу учеников в школе и дома. Содержание и строение второй книги (ее вы и держите сейчас в руках) определяют три традиционных вопроса методики: что изучать (программа факультативного курса), зачем изучать (основные учебные цели факультатива) и как изучать (характеристика содержания и структуры каждого занятия, основных форм и методов обучения). Что касается первых двух вопросов, то они, бесспорно, станут предметом нашего разговора в этой книге. Но так ли важно опытному современному учителю получить ответ на третий вопрос: как строить каждое занятие? Ясно, что нельзя предложить идеальный способ проведения учебного занятия, ибо неодинаковы, нестандартны условия обучения, личность учителя, индивидуальность каждого ученика. И особенно это касается обучения на факультативных занятиях, потому что они не только пробуждают лингвистические способности ученика, но и максимально раскрывают творческий потенциал самого учителя. Так зачем же в таком случае предлагать подробное планирование, если сразу ясно, что оно все равно не может удовлетворить творческие запросы всех словесников? Можно ли навязывать свое видение методических возможностей курса, требующего самостоятельного, ори- ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................................................................................... 3 Учебные цели занятий факультатива.................................................... 5 Усиление внимания к смысловой стороне речи........................................ 6 Совершенствование основных видов речевой деятельности в их взаимосвязи . 9 чтение ...................................................................................... — говорение ...................................;..............:.............................. 11 слушание (аудирование) ...............'.............................................. 13 письмо..................................................................................... 14 Содержание работы на занятиях факультатива ...................................... 16 VIII класс Язык — средство общения........................................,......................... 16 О языке (3 ч)............................................................................. — Речевое общение (4ч) ................................................................. 34 Речевой этикет (3 ч).................................................................... 50 Резервные занятия (3 ч).............................................................. 54 Роль'орфоэпии и интонации в устном общении ........................................ 57 Роль орфоэпии в речевом общении (1ч) .......................................... — Основные орфоэпические нормы русского литературного языка (3 ч) 58 Ударение в современном русском литературном языке (1 ч) .............. 64 Смыслоразличительная роль ударения (2 ч) .................................... 67 Роль интонации в речевом общении (1 ч) ........................................ 69 Смысловая роль логического ударения (2ч) .................................... 75 Смыслоразличительная роль паузы (1 ч) ........................................ 77 Смысл, мёАодика и пунктуация предложения (5ч) ............................ 80 Интонация и орфография (1 ч) ............................,...................... g3 Резервные занятия (5 ч).............................................................. _ IX класс Роль орфографии и пунктуации в письменном общении............................ __ . Устное и письменное общение между людьми (1 ч) ............................ 86 Роль орфографии в письменном общении (1ч) ................................. 91 Разделы русской орфографии и принципы написания (1 ч) ................. 92 Правописание морфем (8 ч)..................................................... 94 Слитные, дефисные и раздельные написания (8 ч) .......................... 101 Употребление прописных и строчных букв (2 ч) ............................ 106 Роль пунктуации в письменном общении (9ч).................................. юд Резервные занятия (5ч) ...................'........................................... ]jg Приложение Схемы по орфографии.................................:..................................... 119 Литература................................................................................... 124' Цена: 200руб. |
||||