Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Методика развития речи на уроках русского языка - Н. Е. Богуславская, М.: Просвещение, 1980.— 240 с.
Методика развития речи на уроках русского языка - Н. Е. Богуславская, М.: Просвещение, 1980.— 240 с.

Методика развития речи на уроках русского языкам М54 Пособие для учителей/Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской.—М.: Просвещение, 1980.— 240 с.
В книге на основе вычленения единиц обучения речи выделяются важнейшие разделы работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. В каждом разделе рассматриваются задачи, содержание, методы и приемы работы над единицами языка в плане формирования речевых умений и навыков учащихся.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи —большая и сложная область методики родвд-го языка. Сложная потбму, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно собтно-сится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а^ также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся.
По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.
И тем не менее развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учащихся.
Между тем современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.
Цель настоящего пособия — обобщить данные теории и практики развития речи учащихся на уроках родного языка, привести эти данные в определенную систему, показать пути решения конк-. ретных вопросов методики развития речи. Это позволит поднять уровень практической деятельности учителя, которому в настоящее бремя приходится во многом вслепую решать сложные задачи развития речи учащихся в процессе преподавания основ науки о языке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................... . 3
Развитие речи как особая область методики русского языка..... 4
Развитие речи как методическое понятие ........... —
Аспекты и направления задачи работы по развитию речи..... 6
Разделы работы по' развитию речи.............. 8
О взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию
речи......................... 12
Типология упражнений.................. 15
Культура речи....................... 18
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе..... —
Ошибки и недочеты в речи учащихся.............. 29
Стилистика......................... 39
Значение стилистики в школьном курсе русского языка...... —
Место стилистики в школьном курсе русского языка....... 40
Содержание работы по стилистике............. 42
Методика работы над стилистическими понятиями....... 50
Основные умения по стилистике и работа по их формированию в
Школе........................ 56
Работа над звуковой стороной речи ............... 64
Значение работы над звуковой стороной речи ......... —
Звуковые единицы речи................. 65
Некоторые особенности усвоения детьми звуковых средств языка . . 68 Задачи и содержание работы над звуковой стороной речи в плане
ее развития...................... 70
Место работы над звуковой стороной речи в плане ее развития ... 73
Типология упражнений.................. 75
Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи .... до
Морфемы как единицы языка и речи............. —
Некоторые особенности овладения школьниками значащими частями
слова ........................ 94
Задачи и содержание работы над значащими частями слова .... 95
Типология упражнений.................. 101
Работа над словом (словарная работа)............./ПО
Слово в языке и в речи..................'/ —
Особенности формирования детского словаря......... 118
Задачи и содержание словарной работы........... 124
Основные типы словарных упражнений............. 128
Работа над грамматической формой слова в аспекте развития речи . . . ^ 140
Грамматическая форма как единица языка и речи ....... —
Особенности освоения школьниками грамматических форм . , . . 141 Задачи и содержание работы над грамматической формой слова
в аспекте развития речи ................. 143
Типология упражнений.................. 150
Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи 155
Синтаксис как уровень языка и речи. Основные единицы синтаксиса . —
Р синтаксическом строе речи учащихся........... 159
Задачи и содержание работы над синтаксическими средствами языка
в аспекте развития речи .................. 165
Упражнения по синтаксису в аспекте развития речи....... 177
Связная речь........................ 187
Связная речь, высказывание, текст как методические понятия ... —
Особеннрсти связной речи учащихся............. 192
.Содержание работы по развитию связной речи учащихся..... 197
Методы, приемы и организация обучения........... 208
Предпосылки успешной работы по развитию речи учащихся в средней
школе ...,,....,............. . . 1 234

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу