Шрифт и шрифтовой плакат.-М.: Плакат, 1980.—144с., ил | ||||
Шрифт и шрифтовой плакат.-М.: Плакат, 1980.—144с., ил Динамизм современной общественно-политической жизни советских людей, дальнейшее продвижение вперед в решении задач коммунистического строительства, осуществление величественных планов десятой пятилетки — пятилетки эффективности и качества — требуют совершенствования всех форм массово-политической работы, в том числе и наглядной агитации. В настоящее время наглядная агитация призвана доходчиво и вдохновенно пропагандировать решения XXV съезда КПСС, положения новой Конституции СССР, решения Пленумов ЦК КПСС, доводя их до сознания каждого советского человека, мобилизуя творческую энергию и инициативу масс на новые трудовые свершения. Успех этой работы зависит в основном от глубины, политической целенаправленности, идейного содержания и художественного уровня изобразительной пропаганды и агитации. Наглядную агитацию отличает значи-тельное-многообразие тематики, охватывающей все стороны трудовой и общественно-политической жизни людей, которое художникам приходится наглядно отражать самыми различными художественными средствами. Художник-оформитель — профессия универсальная. В арсенале средств, которыми он должен свободно владеть, есть элементы монументально-декоративного и прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, орнамент, шрифт), архитектуры (выставки, размещение комплексов наглядной агитации в интерьерах и экстерьерах и т. п.), инженерно-конструкторские элементы. Такой объем работы, конечно, не может быть рассчитан на одного человека, это под силу лишь коллективу людей со специальным художественным образованием, постоянно совершенствующих свои знания и мастерство. Большинство энтузиастов оформителей, занятых столь важным и благородным трудом, нуждаются в поддержке и совете профессиональных художников, архитекторов, литераторов, журналистов, хозяйственных работников. Для повышения мастерства художников-оформителей все большее значение приобретают специальные школы и семинары, смотры-конкурсы и выставки лучших образцов наглядной агитации. Велика в этом деле и роль самообразования художников, для чего необходим выпуск специальной методической литературы, знакомящей их с современными тенденциями развития всех жанров искусства применительно к наглядной агитации. Второе издание книги «Шрифт и шрифтовой плакат»* в какой-то мере должно компенсировать недостаток литературы, популярно освещающей вопросы теории шрифта, применения его в оформительском искусстве и наглядной агитации. Книга рассчитана на ознакомление читателей с основными методическими положениями, разработанными для практического курса по шрифту в Московском высшем художественно-промышленном училище (6. Строгановское) и для учебных заданий слушателям школы художников-оформителей Ленинградского района Москвы при МВХПУ. В этой книге делается попытка показать шрифт как самостоятельную область знаний в его историческом развитии, в пределах основных требований, предъявляемых к шрифту в работах разового назначения. Художнику-оформителю необходимо свободно владеть разнообразием графики шрифтов, чувством пропорции, равновесия, ритма, цветовой гармонии и другими средствами художественного выражения, важными не только для конкретного плаката, но и для целых комплексов политического художественного оформления. Любая наглядная агитация — это агитация языком изобразительного искусства и выразительным словом. Термин «шрифтовой плакат» принят нами условно для удобства обозначения разного рода шрифтовых работ: призывов, «Молний», информации и т. п. Смирнов С. И. 50 Шрифт и шрифтовой плакат. Изд. 3-е. М.: Плакат, 1980.—144с., ил. Цена в обл. 90 коп. Airop знакомит читателей с историей развития графики буке, классификацией со*ременных шрифте!, с некоторыми «опросами теории шрифта и применении его • оформительском искусстве и наглядной агитации. Книга представляет собой пособие для художникоа-оформителей при •ыполнении плакате!, лозунге!, транспаранте!, «Молний» и других аидо! шрифтовых работ. ОТ АВТОРА................... 5 Глава I. Шрифт. Краткая история. Практика изучения и освоения 8 Терминология. Классификация шрифтов. Различие шрифтов по начертанию................... 8 Метод художественно-графического анализа рукописных шрифтов.................... 12 Упражнения по технике работы ширококонечным пером . 13 История латинского шрифта............. 15 История русского шрифта.............. 29 Глава II. Шрифтовой плакат Шрифтовой плакат как средство наглядной агитации .... 41 Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в плакате .................... 42 Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм..................... 43 Органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта.................. 45 Зависимость рисунка букв от техники их исполнения .... 49 Ритмический строй шрифта. Основные закономерности ... 71 Цветовая гармония в шрифтовом плакате........ 85 Стилевое единство шрифтов в плакате......... 90 Смысловая акцентировка в шрифтовой композиции .... 91 Целостность, композиционная слаженность построения плаката 93 Шрифтовые плакаты................. 97 Приложение Таблицы шрифтов................. 107 Что читать о шрифте................ 143 Цена: 200руб. |
||||