Методика изучения грамматики в восьмилетней школе - Дудников А. В. М., «Просвещение», 1977.304 с. | ||||
Методика изучения грамматики в восьмилетней школе - Дудников А. В. М., «Просвещение», 1977.304 с. Дудников А. В. ' Я Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. 304 с. (Б-ка учителя рус. яз.},- Пособие составлено на основе обобщения достижений методической мысли, результатов научно-исследовательской работы автора, а также передового опыта школы. В книге освещены .важнейшие теоретические вопросы обучения грамматике в восьмилетней школе, а также даны конкретные методические рекомендации к изучению грамматических тем школьного курса русского языка. ОТ АВТОРА В предлагаемом пособии по методике преподавания грамматики практически реализуются принципы и требования существующей ныне программы и учебников. Это находит свое выражение как .в содержании, так и в структуре пособия. Пособие строго выдерживает принцип линейно-ступенчатого расположения материала и дает соответствующие рекоменда: ции. Большое внимание уделяется разъяснению и уточнению роли синтаксического введения для изучения всего последующего курса грамматики. Полностью претворяется в практику принцип изучения морфологии на синтаксической основе как уточнение и конкретизация принципа взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе его школьного изучения. В большинстве случаев отдается предпочтение индуктивному методу мышления и аналитико-синтетическому подходу к объяснению специфики._ грамматических явлений и категорий. В основе всей учебной работы по грамматике лежит принцип активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельного добывания знаний путем наблюдений над фактами грамматики родного языка, решения грамматических задач, проведения грамматического эксперимента и моделирования. В качестве ведущего направления в изучении грамматики утверждается развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности учащихся с опорой на чутье языка и максимальное привлечение связных текстов. Кроме того, автору пособия особенно важным представляется правильное решение вопроса о роли учебника в развитииг творческой мысли учителя и совершенствовании его методического мастерства. Определяя содержание и структуру учебного материала и указывая основное направление в его изучении, учебник должен обеспечить учителю известную свободу, в методическом творчестве, в выборе методов и приемов, в нахождении оригинальных решений, в определении степени самостоятельности учебных действий и т. л. Все эти обстоятельства СОДЕРЖАНИЕ От автора..................... 3 Введение...................... 5 Из сокровищницы методического наследия......... — Значение изучения грамматики в школьном курсе русского языка 14 Предмет и задачи методики грамматики......... — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ В ШКОЛЕ Значение современных лингвистических теорий и грамматических концепций для методики преподавания грамматики.....16 •Собственно методические принципы преподавания русского языка и их преломление в методике грамматики.......21 Развитие мышления и речи учащихся на основе проблемного изучения грамматики в школе .............27 Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом как ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе . . . , . 34 СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ В 1V-VIII КЛАССАХ Синтаксическое введение ко всему последующему курсу русского языка....................... 39 Грамматическое строение слова и словообразование.....56 Морфология . . . . ,................ 75 Имя существительное.................76 Имя прилагательное ..................ЮЗ Имя числительное'. ,................ .129 Местоимение.....................140 Глагол. Причастие. Деепричастие...........•, 154 Наречие......'............... . 4$904 Служебные части речи................--210 Междометие....................*225 Обобщающее повторение словообразования и морфологии . .227 Синтаксис....................-,'.. . 230 Словосочетание и предложение............*.. 231 Простое предложение с двумя главными членами . . > . . 237 Простое предложение с одним главным членом ...... 250 Неполные предложения................ . 255 , Предложения с однородными членами ........... 256 Предложения с Обращениями, вводными словами, словами да, нет и междометияци................. 260 Предложения с обособленными членами......... 266 Способы передачи чужой речи.............275 Обобщающее повторение словосочетания и простого предложения ......, ,.............» 279 Сложное предложение................. 280 Обобщающее -повторение сложного предложения...... 301 Библиография ,............••• 303, Цена: 200руб. |
||||