Русский язык.. Стилистика. - Барлас Л: Г.М., «Просвещение», 1978. 256 с. | ||||
Русский язык.. Стилистика. - Барлас Л: Г.М., «Просвещение», 1978. 256 с. Барлас Л: Г. Б25 Русский язык.. Стилистика. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978. 256 с. (Б-ка учителя рус. яз.). Книга представляет собой одно из четырех теоретических пособий для учителей, выходящих под общим названием1 «Русский язык» (книги Н. М. Шанского о лексикологии и словообразовании и А. И Моисеева о фонетике, морфологии и орфографии вышли в свет в 1975 г., издание книги В. В. Бабайцевой о синтаксисе планируется на-1979 г ). Цель пособия — расширить и углубить профессиональные знания учителя в области русской стилистики. Преимущественное внимание уделяется тем вопросам, которые включены в школьную программу. ПРЕДИСЛОВИЕ Стилистика как самостоятельная научная дисциплина оформилась относительно "недавно. Еще меньше ее «школьный стаж» — она включена в качестве одного из разделов в учебник русского языка для VII—VIII классов лишь с 1974 г. Учителя/ еще не успели накопить достаточного опыта преподавания стилистики. Нельзя также не учитывать, что и на филологическом факультете пединститутов стилистика (первоначально так называемая практическая стилистика) как учебный предмет была введена немногим более десятилетия назад, так что для части учителей стилистика не только новый, но пока еще и малознакомый раздел школьного курса русского языка. Эти обстоятельства вызывают дополнительные трудности в преподавании стилистики в школе. Они же в известной мере обусловили построение и объем настоящего пособия. Нельзя было ограничиться методической интерпретацией отдельныд, тем или вопросов стилистики, а надо было дать систематическое изложение всего курса, При изучении стилистики в школе остро встает вопрос о соотношении стилистики языка и стилистики речи. Теперь вряд ли может вызвать возражение то, что только описательной стилистикой, стилистикой языка в школе ограничиться уже нельзя, не менее важно познакомить учащихся и с функциональной стилистикой, раскрывающей функционирование стилистических средств языка в соответствии с задачами общения в той или . иной социальной сфере, т. е. систему речевых функциональных стилей. " В настоящем пособии центральное место занимает системное рассмотрение функциональных стилей (главы III—IX). Однако несомненно, что функциональная, или речевая, стилистика опирается на стилистику языка, раскрывающую стилистические ресурсы языка, поэтому главам о функциональных стилях предпослана глава «Понятие стилистической структуры языка». Подробное же рассмотрение стилистических качеств каждого языкового уровня проводится в отдельных главах (X—XIV) — ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.............. . . -....... 3 Глава I. О предмете стилистики............... 5 Глава II. Понятие стилистической структуры языка........ 14 1. Понятие стилистической парадигматики.......... i_ 2. Лексикэ-стилистическая парадигма ........... 16 3. Вопрос о фонетико-стилистической парадигме-....... 21 4. Морфолого-стилистическая парадигма .......... 22 5. Синтаксико-стилистическая парадигма.......... 27 6. О понятиях «стилистические синонимы» и «стилистические- ва- 1 рианты»......' ;.............. 33 7. О терминологическом обозначении соотносительных стилистических разрядов языка................. 34 Глава III. Понятие стиля. Классификация функциональных стилей , , 36 1. К истории слова стиль . ..'.............. — 2. Категория стиля в литературоведении.......... 40 3. Категория стиля в лингвистике. Краткий экскурс в историю вопроса . .................., . 42 4. О понятии «функциональный стиль»........... 43 5. Основные подходы к выделению функциональных стилей ... 44 6. О формах речи — устной и письменной.......... 49 7. Собственно лингвистическая характеристика функциональных стилей ....................,52 8. О языковой или речевой природе функциональных стилей ... 55 Глава IV. Научный стиль.................. 58 1. Общая характеристика и основные разновидности ...... — 2. Лексика и грамматика собственно научного подстиля , ... 61 3. Научно-популярный подстиль............. 70 4; Научно-учебный- подстилъ4............... 73 Глава V. Официально-деловой стиль.............. 78 1. Общая характеристика...............* я7 2. Лексика и1 фразеология официально-делового стиля • • • • • fi 3. Морфология- официально-делового' стиля , . . . , . . • • °{? 4} Синтаксис официально-делового стиля-.......... °^ 6. Оформление документов. Единая государственная система дело-производства . ..... ............. °у ($. Об устной форме официально-делового стиля........ 91 7, Употребление элементов^официально-деловвт» стиля (канцеляриз-мов) за пределами сферы официального общения ...,•• : Глава VI. Публицистический стиль.............. 95 1. Общая характеристика и основные разновидности...... — 2. Газетно-публицистический подстиль (язык газеты), его основной конструктивный признак............... 101 3. Лексика и фразеология публицистического стиля...... 108 4. Морфология публицистического стиля.......... 111 5. Синтаксис публицистического стиля........... 113 Глава VII. Язык художественной литературы (художественно-литературный стиль)................. 119 1. Общая характеристика и основные разновидности языка художественной литературы................ — 2. Эстетическая функция языка художественной литературы ... 127 3. Язык художественной литературы и литературный язык ... 134 4. Многоголосие языка художественного произведения ..... 136 5. Художественно-речевая система произведения. Понятие об «образе автора» . ................... 143 6. Об аспектах изучения языка художественного произведения. Изучение художественной речи в школе........... 150 Глава VIII. Разговорно-обиходный стиль........... 161 1. Общая характеристика................ — 2. Фонетико-интонационные особенности разговорно-обиходного стиля 165 3. Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля .... 167 4. Морфология разговорно-обиходного стиля......... 171 5. Синтаксис разговорно-обиходного стиля.......... 173 Глава IX. Литературно-языковая норма и стилистическая норма . . . 178 Глава X. Стилистическая характеристика фонетики........ 185 * 1. Стили произношения ,.:.,,........... — 2. Стилистические функции звуков . ,........... 187 3. Так, называемый звуковой символизм и поэтическая функция звуков..................... 188 Глава XI. Стилистическая характеристика лексики........ 192 1. Особенности лексико-стилистической парадигмы и лексическая синонимия..........1,111..... 193 2. Стилистический аспект многозначности слова i i i . < • • • 203 3. Своеобразие лексической нормы , ,....., . . . . 205 Глава XII. Стилистическая характеристика словообразовательных средств 207 Глава XIII. Стилистическая характеристика морфологии...... 212 1. Общие замечания................'...' — 2. Имя существительное > , , ............. 214 3. Имя прилагательное................. 217 4. Местоимение ................... 218 5. Глагол..................'... 220 Глава XIV, Стилистическая характеристика синтаксиса...... 222 1. Общие замечания........, .......... — 2. Словосочетания и члены предложения ... ....... 224 3. Простое предложение.......,........ . — 4. Простое осложненное предложение ,.......... 233 5. Стилистические функции порядка слов.......... 235 6. Сложное предложение . . . , ,........... 239 7. Период.............. ..... 244 8. Сложное синтаксическое целое ........... . . 246 9. Чужая речь.................., Основная литература................... 25 Цена: 200руб. |
||||