Трудные вопросы орфографии:-Иванова В. Ф.М.: Просвещение, 1982. — 175 с. | ||||
Трудные вопросы орфографии:-Иванова В. Ф.М.: Просвещение, 1982. — 175 с. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 175 с. — (Б-ка - учителя рус. яз.). Автор систематически излагает наиболее сложные вопросы русской орфографии останавливается на многих частных случаях, вызывающих затруднения у учащихся не обходит н некоторых нерешенных проблем. Учитель найдет в пособии не только рекомендации, как надо писать, но н объяснения, почему принято то или иное на- ПРЕДИСЛОВИЕ В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил, включенных в новые учебники. Создание пособия по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако все же и в ней есть трудные случаи. Эти трудные случаи — разные в разных разделах (частях) орфографии, у них разная «природа» и разная степень трудности. Особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Трудности, имеющиеся в русской орфографии, объясняются рядом причин: сосуществованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в свое время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Есть в орфографии и такие трудности, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано определенное орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не. Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учителем вопросы будет не п е р е ч и с-л е н и е вопросов с ответами на них, а описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов русской орфографии ведется в предлагаемом пособии по разделам и на основе ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................ 3 Глава I Общие вопросы письма и правописания Письмо и орфография........................ 5 Разделы орфографии ......................... 6 Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий . «письмо» и «правописание» («орфография»)............... 7 Разграничение орфографических и неорфографических ошибок...... 10 Г л а в а II Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики Слоговой принцип русской графики.................. 13 Ограниченность действия слогового принципа • вытекающие отсюда орфографические вопросы ........................ 15 Обозначение гласных после шипящих я if................ — Вопрос о выборе букв а/я, у1ю, eh, и,'ы.............. — Вопрос о выборе буквче/о.................... — Отступления от слогового принципа русской графики.......... 17 Вопрос об употреблении букв е и з после букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные ................ — Вопрос об употреблении букв е и э после гласных и в абсолютном начале слова ........................... 21 Употребление букв е и 9 в абсолютном начале слова........ 22 Написание букв е и э после гласных в заимствованных словах .... — Употребление буквы ё ........................ 24 Глава III Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фснем в составе значимых частей слова Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем 30 Общее понятие «орфографический принцип»............ — Морфологический принцип ................... 32 Фонетический принцип .................... 36 Традиционный принцип .................... 36 Принцип морфолого-графических аналогий ...... ... 37 Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу ........................... 38 Общие знамечения...................... — Употребление букв (е) ё к о после шипящих для обозначения ударного [о] 40 Правописание одного и двух н..................... 49 Употребление и правописание частиц не и ни............. 74 Общие замечания ....................... — Риторический вопрос с частицей не в отличие от придаточных предложений усилительно-обобщенного значения с частицей ни...... '75 Некоторые типы придаточных предложений с частицей не, смешиваемые с придаточными усилительно-обобщенного значения с частицей ни 95 Предложения с ни в функции отрицательной частицы и союза .... 99 Глава IV Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв Глава V Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний...... 118 Слитное и раздельное написание не............... 121 Разграничение приставки не- и частицы не . ,.......... — Слитное и раздельное написание не с формами на -мый....... 133 Слитное и дефисное написание сложных прилагательных...... 156 Список литературы ......................... 164 Цена: 200руб. |
||||