Путь слова --Л.Боровой Москва 1974 стр.960 | ||||
Путь слова --Л.Боровой Москва 1974 стр.960 Эта книга — своеобразная трилогия о драме слова. «Путь слова» — слово в его историческом развитии и в его общественно-политических «применениях»; «Язык писателя» —• слово в поэтической системе писателя, и «Диалог», в котором слово ярче всего выявляет своеобразие человеческих характеров. МАСТЕРСКАЯ ЛЕОНИДА БОРОВОГО Всю жизнь Леонид Боровой заносил на карточки слова, поразившие его своими бурными похождениями. Так именно собралась необозримая картотека — бесценный материал для семантического словаря русского языка. Отрывки из него Леонид Боровой как-то огласил на одном собрании, обидно малолюдном, в Доме литераторов. При этом, между прочим, открылось то, что я, собственно, знал и раньше, но на этот раз — особенно ярко: свойственное Боровому острое ощущение слова не только как вместилища смысла, но и его телесной оболочки, его, как он сам выражался, «звуковой упаковки». Трилогия Борового не только зондаж в смысловые недра слова, но и в его звучание. Он тонко ощущает чувственную природу слова и ее сопряжение со смыслом. Говоря, например, о слове «стерва», Но этот писатель — Леонид Боровой — был и неистовый читатель. Несколько лет он фактически возглавлял «Клуб книголюбов» при Центральном Доме литераторов, хотя по личным пристрастиям ему бы больше подошло возглавлять «Клуб словолюбов», если бы таковой существовал. Познания его были энциклопедичны. Иногда в своих работах он спотыкался о собственную эрудицию. Его книги о словах это в то же время книги о политике, об истории, о поэзии, об экономике, о психологии. Слово «действо» он превращает в новеллу о театральном искусстве. Слово «железнодорожник» вдохновляет его на разговор о политической истории конца XIX века и наших дней. Слово «Трансваль» — обвинительная речь против расизма. Слово «надолба» — лирический рассказ о буднях мировой войны. Сожалею, что он не успел вставить в главу «Добрые люди, добрый малый» еще один пример, мной ему сообщенный и им одобренный,— замечательные слова Юрия Олеши из его воспоминаний о Маяковском: «Это был, как все выдающиеся люди, добрый человек». Все примеры — а их чрезвычайно много, настоящий обвал цитат — это не просто по поводу, не просто вокруг да около. А по самой сути понятия, его смысловых граней, его жизненной судьбы. Как стройно, с какой живописной плавностью и поэтическим остроумием разворачивает Боровой историю применения слова «Бессмертие» — от иронических сентенций Державина, от дуализма Грановского до новых значений, влитых в слово современностью. Некогда журналист — в начале 20-х годов Леонид Боровой был секретарем «Моряка», славной черноморской газеты, выходившей в Одессе,— он не бросил журналистского пера и в позднейшие годы. Характерно, что в статье, помещенной несколько лет назад в газете «Водный транспорт», Боровой тоже, в сущности, пишет о языке. Здесь он был однолюбом. Статья называется: «Поэт Багрицкий и кочегар Прохоров». Она рассказывает о том, как в 20-х годах молодой Эдуард Багрицкий помогал начинающим поэтам (работа, которую поэт не оставлял всю жизнь). «Птицелов», как мы называли Багрицкого,— пишет Боровой,— много и упорно работал с Прохоровым каждый раз, когда он привозил из плавания свои стихи». Целомудренное перо Борового воздерживается от того, чтобы через четыре десятка лет приводить слова Багрицкого в прямой речи (здесь мемуаристы обычно врут больше всего). Он их пересказывает. И тут же цитирует строки из сохранившегося стихотворения кочегара Петра Прохорова. На них явственный отпечаток орлиной лапы молодого Багрицкого: ...Лишь на берег ногой,— Вижу тип я другой В красной феске. И в нерусской стране Обратились ко мне По-одесски. Чистит тот сапоги, Тот кричит: «Пироги И галеты». И у этих людей На плечах до грудей Эполеты... Журнализм Борового был только одной из боковых тропинок, которые вились рядом с его столбовой дорогой. Таких «объездов» было несколько. Он переводил с французского Жюля Ренара, с английского — Диккенса, мемуары Ллойд-Джорджа. Во время войны он работал на радио по антифашистской контриропаганде. Он инсценировал для Малого театра «Евгению Гранде». Театр имени Моссовета поставил дюамелевскую «Школу неплательщиков» в его переводе. Театральные статьи и рецензии Борового отличались тонкостью суждений. Приведу одно из них о пьесе «Интервенция»: «...не одни только положительные черты утверждают в ней наши самые большие идеалы. Эти идеалы утверждает в ней от обратного по высшим законам искусства и мадам Ксиди-ас, эта шельма, возведенная, по гоголевскому завету, в перл создания». Каждый новый штрих в портрете Борового приходится начинать с противительного союза «но». При всей своей усидчивости, при всей фанатической прикованности к письменному столу он отнюдь не был привержен к монашескому образу жизни. Ничего постного, надмирного, бестелесного нет в его образе. «Я гусар»,— подшучивал он над собой. В книгах его черты жизнелюбия отразились смелостью мысли, свободной от шаблонов, его боевитостью, воинственным духом. Но... Это, пожалуй, самое серьезное «но». И самое для портретиста трудное. Однако его не избежать. Я всегда стремился изображать свои модели во весь рост. Считаю уместным поз-нолить себе здесь небольшую цитату из своего этюда «Коль-нов в Испании»: «Века существования не вытравили лицемерия из старой лукавой пословицы: «De mortuis aut bene aut nihil». Ничто, Даже самая смерть не дает права на посмертное прихораши-вание. Ленин писал: СОДЕРЖАН ИЕ Лев Славин. Мастерская Леонида Борового . . 5 ПУТЬ СЛОВА К читателю............... 15 Вторая жизнь слова............ 33 Лукоморье............ 35 Ближний............. 41 Ангел............... 50 Бог................ G3 Богиня.............. 74 Кикимора.............. 80 Надолб, надолба.......... 83 Довлеть....... ...... 86 Железнодорожник.......... 91 Трансва(а)ль............ 96 Действо.............. 100 Новые слова-понятия........... 106 Совет, Советы, советская власть .... 110 Осмысливать, осмысливание...... 121 Общественник,-ица.......... 125 Достижения . ........... 128 Выдвиженец............ 131 Встречник, встречный......... 133 Лёт, летчик, летун.......... 136 (Радио) вещание.......... 143 Видение и видение.......... 152 Буденовка. «Марш Буденного»..... 156 Авоська.............. 160 Лензото — Ускомчел — Обезвелволпал — Сор и другие «сокращения»...... 163 Спец, специалист, спецеедство..... 175 Шкраб.............. 184 Возвышение слов............ 188 Большая буква........... 188 Оластные . ........... 201 Баской.............. 204 Шуршать............. 206 Рахман(н)ый............ 209 Сабантуй............. 211 Гутарить, гуторить......... 213 Елань............... 217 Ерик............... 218 Тяпать, головотяп.......... 219 Жаргонные........... 222 Двурушник, двурушничать...... 225 Халтура.............. 227 Взбодрить (взбадривать) ....... 230 Буза.......'........ 232 Лафа............... 236 Даешь!.............. 239 Антимония............ 243 Уче(о)ба............. 244 Иностранные.......... 248 Митинг.............. 251 Лозунг.............. 258 Спе.кулятор, спекулянт спекуляция . . . 265 Интеллигент, интеллигенция, интеллидженсиа 275 Беллетристика, беллетрист ...... 291 Резиньяция............. 296 Пафос.............. 299 «Кипение вперед»............. 306 Расти ц..., растущий......... 307 Ширять — парить — плавать...... 311 Изживать............. 320 Переживать, переживание....... 324 Настроение............ 328 Упражняться............ ЗЗГ; Оболнаншкпъ............ 338 Звучание............. 342 Забвение чего........... 347 Недо-,недоумение.......... 353 Само-.............. 358 Вперед, забегание вперед....... 3/2 Прямые слова и эвфемизмы......... 377 Стерва.............. 382 Босяк и — деклассированный...... 386 Дефективный............ 391 Баловать, баловаться, баловство .... 393 Любовник, любовница........ 398 Бывшие люди, бывшие........ 405 Какой-то, что-то.......... 407 «Собственный» и переносный смысл..... 416 Утроба.............. 417 Ковыль.............. 420 Конь и лошадь........... 424 Автомобиль и авто......... 433 «Катюша» ... ......... 443 Касатка.............. 447 Пенсне.............. 449 Ботинка и ботинок......... 455 Солитер.............. 459 Борзая, Borzoi........... 462 Общежитие............ 464 Базар............... 470 Барабан.............. 478 Бас................ 484 Безъязыкий............ 488 Беседа..............494 Интерес, интересы..........499 Точка зрения............504 Класс............... 511 Время..............519 Атом...............530 Истинная жизнь слова...........53о Товарищ..............537 Друг, друг друга, дружба.......546 Маленький человек.........J53 Добрые люди, добрый малый.....557 Действительность .......... 564 Тоска...............574 Липика..............•'"- Вдохновение............ 594 Бессмертие, бессмертный....... 602 Душа.............., 610 ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ, ИЛИ О ПРИЛИЧИЯХ В ЛИТЕРАТУРЕ Одно подстрочное примечание Пушкина . . . 037 Справедливость требует сказать... (А. Фадеев)......... 645 «Жизнь, как слово,—• слаще и горче всего» (Всеволод Иванов)...... 679 «Тайная современность» языка... (М. Пришвин)........ 715 «Ради радости» (Андрей Платонов)..... 742 ДИАЛОГ, ИЛИ «РАЗМЕНА ЧУВСТВ И МЫСЛЕЙ» «Размена чувств и мыслей» 1. Театр языка........... 769 2. Раз-говор и раз-мышление...... 774 3. Литература как диалог....... 781 4. Общение в юниге и на сцене..... 793 5. Но стоит ли «общаться» умным людям? 804 Уговор перед разговором 1. Общий язык........... 817 2. «Какой стиль мы изберем?»..... 824 3. Поговорим как........... 830 4. «Начистоту» или «по душам» .... 836 Реплика 1. Крючок и петелька......... 839 2. Отве.т интонацией......... 846 3. Ответ переводом на другой язык . . . 849 4. Цепь, рикошет и отдаленная детонация . 852 5. Реплика и афоризм........ 854 Спор сказанных и несказанных слов 1. Само собою разумеется....... 850 2. Новая общественная связь...... 864 3. Про это............. 869 4. Нра или не нра?......... 875 5. Знаки препинания......... 879 6. Подтекст, которого нет....... 883 Свое слово 1. Три безымянных мужика...... 888 2. «Слово — личность»........ 891 3. Из-за слов, то есть по существу .... 897 4. «Удовлетворяющее слово»..... 900 Главный диалог 1. Кто больше понимает?....... 904 2. Спор с врагом.......... 909 3. Спор единомышленников...... 9!4 4. Сноп языков......... 918 Финал спори 1. Мораль пьесы, рассказа, романа ... 926 2. «Не даются подлые концы!» .... 933 3. Апофеозы............ 940 Опять мировой масштаб.......... 955 Цена: 300руб. |
||||