Учебник английского языка-В.Р.Гундризер Москва 1972 стр.318 | ||||
Учебник английского языка-В.Р.Гундризер Москва 1972 стр.318 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебник предназначен для студентов технических-высших учебных заведений, изучавших английский язык в школе. Он рассчитан на изучение языка на первом и втором этапах, до перехода к работе над текстами по специальности. Учебник состоит из двух разделов: общего и технического. Общий раздел содержит 20 уроков, которые последовательно отражают грамматические явления, предусмотренные программой. Каждый урок включает: 1) фонетико-орфоэпические упражнения, упражнения на правила чтения и произношения; 2) текст для чтения; 3) лексико-грамматические упражнения. Фонетико-орфоэпические упражнения направлены на систематизацию и повторение основных правил чтения и произношения, пройденных в школе, на их дальнейшее расширение и закрепление. Тексты общего раздела построены на общеязыковом словарном материале и затрагивают некоторые темы, рекомендованные программой (биография, институт, город, жилищные условия, климат). Словарный состав текстов включает как школьную, так и незнакомую бывшему школьнику лексику. Из нее выделены слова, обязательные для запоминания, представленные в виде словарного минимума для каждого урока. Перевод дается только к выражениям и тем словам, которые имеют специфическое значение в данном тексте. Незнакомые слова отыскиваются в англо-русском словаре, которым студент должен уметь пользоваться. Ввиду особой важности строевых слов они перечисляются отдельно, причем повторяются из урока в урок со .ссылкой на общий перечень в конце учебника, где они даются с примерами и переводом. 1* 3 Перечисляются также и встречающиеся в каждом тексте суффиксы с такой же ссылкой. Каждый урок строится вокруг определенных грамматических тем. Грамматические пояснения вынесены в конец учебника. В них много таблиц, которые способствуют систематизации грамматических явлений. Большинство таблиц построено по схеме порядка слов английского предложения, с тем, чтобы, помимо своего основного назначения — иллюстрировать отдельные языковые явления — каждый раз напоминать конструкцию предложения. Поскольку студент, бывший школьник, уже практически знает спряжение глагола во временах, предусмотренных школьной программой, глагольных парадигм при прохождении курса не дается. В конце учебника имеется общая таблица, дающая наглядное представление о характере спряжения английского глагола и о способах образования его отдельных форм. Желательно в начале занятий рекомендовать студенту самому начать построение таблицы спряжения строго по данному образцу, наращивая ее по мере повторения глагольных времен и давая их перевод. Такая работа будет способствовать четкому пониманию принципа образования глагольных форм и их соответствия формам глагола в русском языке, а впоследствии поможет раскрытию содержания сложных неличных форм глагола. Поскольку имеются грамматические явления, которые плохо поддаются одной иллюстрации и, помимо наглядности, требуют подробного пояснения, в учебнике делаются ссылки на учебник грамматики, дающий исчерпывающее объяснение каждой грамматической темы. Для данного учебника наиболее подходящим грамматическим пособием является «Практическая грамматика английского языка» Т. М. Новицкой и Н. Д. Кучина. Ссылки на эту грамматику и делаются в каждом уроке, причем' указывается соответствующий параграф последнего издания грамматики (1971 г.). Технический раздел учебника содержит тексты общенаучного и общетехнического характера и их разработку. Основное внимание при разработке текстов уделяется синтаксису, причем упор делается на такие явления, которые характерны для научного и технического текстов и которые не были достаточно освещены в общей части учебника. Грамматический материал в техническом разделе расположен в той же последовательности, что и в общей части учебника. Это дает возможность выполнять грамматические задания — показательный анализ и наблюдение над текстом в этом разделе—параллельно с уроками основного курса. Предложения для анализа включают незнакомую студентам лексику, что заставляет их разбираться в конструкции предложения. руководствуясь формальными признаками, порядком слов, знанием строевых элементов языка и словообразованием. В разделе «Показательный анализ» весь ход рассуждения при анализе дается учащемуся в готовом виде. В разделе «Наблюдения над текстом» к предложению поставлены вопросы по его анализу, которые требуют для ответа тщательного разбора предложения, понимания его конструкции. После этого перевод с помощью словаря не представит для студента никакой трудности. Анализ не всегда начинается с нахождения подлежащего или сказуемого, в ряде случаев он начинается с того слова, функция которого не вызывает сомнения. Так, явные признаки прямого дополнения могут выявить сказуемое, не имеющее формальных признаков, причастие поможет найти существительное и т. п. Назначение этого вида работы — выработать навыки быстрого ориентирования в незнакомом тексте. Технический раздел содержит дополнительные грамматические пояснения явлений, характерных для общенаучного и технического текстов. Студент изучает их самостоятельно в порядке домашней работы, а также продумывает показательный анализ. Наблюдение над текстом проводится в аудитории. Предложение (целиком или частично) выписывается на доске и разбирается устно всей группой. Преподаватель может также ставить дополнительные вопросы по анализу предложения. При минимальном использовании технического раздела его тексты не читаются полностью, а служат для нахождения в них изучаемых явлений и конструкций. Может оказаться, что в ряде групп не будет надобности в систематическом изучении материала общей части учебника. С такими группами технический раздел учебника используется максимально, тем Солее, что он содержит не только синтаксические упражнения, но и задания общего характера. В таких группах из общего раздела можно выпустить материал, не требующий повторения. Почти в каждом уроке основной части учебника имеются речевые упражнения, которые рассчитаны на тренировку понимания на слух речи преподавателя, навыка воспроизведения его слов и построения правильного ответа. Ответ всегда должен быть полным, т. е. содержать все слова, составляющие вопрос. Выполнение всех речевых упражнений обязательно при любом использовании разделов учебника; они выполняются устно, по образцу, однако, для обеспечения нормального темпа речи, могут быть подготовлены дома. Все задания, требующие изменения конструкции предложения, делаются письменно. Однако вопрос о том, как именно выполнять задания (устно или письменно, дома или в аудитории), зависит глав- с «, ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......................... 3 1. Общий раздел Урок / Фонетика .......................... 7 Чтение гласных букв.................. 7 Краткое чтение гласных букв............... 7 Алфавитное чтение гласных букв............. 8 Чтение гласных в закрытом слоге............ 8 Чтение согласных букв. Чтение букв с, g, s.......9-10 Текст. Life and Progress................... 11 Задания........................... 12 Урок 2 Фонетика .......................... 14 Чтение буквы w..................... 14 Разночитаемые диграфы................. 14 Текст. In Two Continents................... 15 Проработка лексики..................... 17 Задания........................... 17 Урок 3 Фонетика .......................... 21 Ударение в многосложных словах............. 22 Текст. Plans for the Future................. 22 Проработка лексики..................... 25 Задания........................... 27 Урок 4 Фонетика .......................... 31 Чтение сочетаний -old, -ind, -igh и окончания -d(ed) ... 31 Текст. The Antarctic..................... 31 Задания........................... 33 Урок 5 Фонетика .......................... 38 Текст. On Electrification................... 38 Задания........................... 39 Урок 6 Фонетика ..........................44 Способы выражения звука [к]..............44 Текст. At the Friendship University..............44 Задания...........................46 Урок 7 Фонетика .......................... 52 Чтение буквосочетаний ng, nk.............. 52 Текст. Flights to the Stars ................. 52 Задания........................... 54 У рок 8 Фонетика .......................... 59 Текст. At Oxford....................... 59 Проработка лексики................... 61 Задания........................... 62 Урок 9 Фонетика .......................... 68 Чтение буквосочетания ои. Способы выражения звука [ои] 68 Текст. Climate........................ 68 Проработка лексики................... 71 Задания........................... 72 Урок 10 Фонетика .......................... 77 Чтение буквосочетания ai................ 77 Способы выражения звука [ai].............. 77 Текст. An Incident at the College (after Conan Doyle)..... 77 Проработка лексики................... 79 Задания........................... 80 Урок Л Фонетика .......................... 84 Способы выражения звуков [и:], [и], [ju:]......... 84 Текст. An Incident at the College (after Conan Doyle)..... 84 Проработка лексики................... 86 Задания........................... 80 Урок 12 Фонетика ..........................90 Чтение букв j [dgei] и g [dji:]...............90 Текст. An Incident at the College (after Conan Doyle) . . . Задания........................... Урок 13 9g Фонетика .......................... p., Чтение буквосочетания th................ r° Текст. My Biography (after Mark Twain)........... 9° Задания........................... ''" Урок 14 Фонетика .......................... 1 Текст. At an Eye Doctor................... 107 Проработка лексики................... 109 Задания........................... 109 Урок. 15 ......... Фонетика • • • • ............ 11Л 315 Текст. A Visit to Moscow................... 113 Задания........................... 116 Урок 16 Фонетика .......................... 121 Текст. From the History of London.............. 121 Задания........................... 123 Урок 17 Текст. The Moon....................... 127 Задания........................... 129 Урок 18 Текст. Human Dwellings in Space............... 134 Задания........................... 136 Урок 19 Текст. Laser Light Applied to Tunneling........... 140 Задания........................... 141 Урок 20 Текст. On Bridge Building.................. 146 Задания........................... 148 II. Технический раздел I. Грамматические темы основных уроков........... 152 II. Грамматические темы основных уроков.......... 154 Задания........................... 156 III. Грамматические темы основных уроков.......... 157 Задания........................... 159 IV. Грамматические темы основных уроков.......... 160 Aluminium.......................... 164 Задания........................... 164 V Грамматические темы основных уроков........... 164 AJloys............................ 166 Задания........................... 167 VI. Грамматические темы основных уроков.......... 167 Atomic Power . . . .'.................... 168 Задания........................... 170 VII. Грамматические темы основных уроков.......... 172 Polymers........................... 173 VIII. Грамматические темы основных уроков......... 175 Metal Cutting Machines................' ... 177 Задания........................... 178 IX. Грамматическая тема: Герундий и герундиальный оборот . 179 Polymers........................... 181 Задания........................... '82 X. Грамматические темы основных уроков.......... 182 Beginnings of Chemistry................... 186 Задания........................... 186 XI. Грамматические темы основных уроков.......... 186 Physics of High Energies................... 189 Задания........................... 191 XII. Грамматические темы основных уроков.......... 193 Plans for Two-Mile-High Tower Cities ............. 196 Задания...........................197 XIII. Грамматические темы основных уроков.........198 The Evolution of Physics. Continuity, Discontinuity after A. Einstein) ........................200 Задания...........................202 XIV. Грамматическая тема: Независимый причастный оборот . 203 Water............................204 Задания...........................205 XV. Грамматические темы основных уроков..........207 Solar Energy.........................207 Задания...........................209 XVI. Грамматические темы основных уроков.........2!1 Modern Pulp and Paper Making................213 Задания...........................214 XVII. Грамматическая тема основных уроков: Инфинитив . . . 215 Mathematics.........................215 Задания...........................217 III. Грамматические пояснения К уроку 1 Порядок слов утвердительного предложения........221 Падежи существительного.................221 Виды сказуемого.....................223 Название частей речи и их сокращения..........223 К уроку 2 Конструкция вопросительного предложения, передающего РОЩИЙ* ЁогГрос! . ! ; ; ; ; ;—~—:—;—;—;—;—;—;—;—;—;—;—• 224 МодаЛъньПг" глагол may..................225 Конструкция повелительного предложения, выражающего просьбу, приказание или запрещение............225 Оборот there is и глагол to have.............226 Определители существительных ..............227 К уроку 3 Лексическое и грамматическое значение предлогов.....228 Предлог of. Предлог to. Предлог with. Предлог by . . 228-229 Конструкция специального вопроса к подлежащему и дополнению! ; ; ; ; : : : : ; ; ; ! \ | . '. _,, _ ~_ 229 Конструкция вопроса: L_K предложному дополнению, 2. к пред-ложному дополнению при наличии прямого дополнения . . . 230 К уроку 4 ~~ ' ~—'—'—----- Употребление предлогов места ............... 231 Употребление предлогов направления...........232 Вопросительные слова с предлогами места и направления . . 232 Употребление предлогов времени.............233 Существительное в функции определения..........233 К уроку 5 Употребление настоящего времени вместо будущего.....234 рамматическое и лексическое значение основных форм гла-гола...... OQK МестоименмеЛеНИЯ' ВЬ1Раженного причастием И (Participle П) 236 Функции местоимения it .' .' .' .' .' .' '.'.'.'. '. \ '. .' .' .' .' .' 237 317 Безличные предложения..................23? Общая таблица местоимений................238 Порядок расположения различного рода дополнений (предложных и беспредложных)..................239 К уроку 6 Пассивные глагольные формы...............239 Конструкция вопросительного предложения со сказуемым в страдательном залоге (Passive Voice)...........241 Перевод пассивных глагольных форм............241 Сочетание to be able...................241 К уроку 7 Многозначность союза if. If «если». If «ли».........242 Причастие I (Participle I).................242 Синтаксические функции Participle i...........243 Причастие и причастный оборот..............244 Вопрос к определению .................244 К уроку 8 Словосочетание there is+существительное.........245 Неличные (неспрягаемые) глагольные формы........246 К уроку 9 Способы выражения сравнения..............247 Значение слова one....................248 Местоимение that как заместитель существительного .... 249 Инфинитив и герундий..................250 К уроку 10 Наречия образа действия.................251 Герундий и отглагольное существительное.........252 Способы перевода герундия на русский язык........253 К уроку 11 Косвенная речь......................254 Способы выделения отдельных членов предложения .... 255 К, уроку 12 Модальное значение глагола to have........... 256 Специальные вопросы к обстоятельству времени...... 256 Present Perfect...................... 256 /С уроку 13 Неопределенные местоимения some, any, no......258 Неопределенные местоимения и наречия, производные от some, any, no .........................258 Past Perfect.......................259 Правила согласования времен...............259 К уроку 14 Глаголы shall (should) и will (would)...........260 Сослагательное наклонение................261 Спряжение глагола в сослагательном наклонении.....262 Способ выражения сослагательного наклонения в условных предложениях ......................262 318 А' и пока 15 ,. Зависимый причастный оборот...............204 ^Независимый причастный оборот..............267 А" уроку П Перевод подлежащего в пассивной конструкции......270 Неличные формы глагола в страдательном залоге......271 А' уроку 18 а Герундий и герундиальный ооорот.............273 Л' уроку 19 Бессоюзное присоединение определительных придаточных предложений .........................277 Многозначность слова which................280 А' уроку '20 Инфинитив....................... . 280 Функции инфинитива. Инфинитив в функции определения. 281-283 Инфинитив в функции именной части сказуемого......284 Объектны]"! инфинитивный оборот.............9§4 Субъектный инфинитивный оборот.............285 Глаголы, после которых употребляются объектный и субъектный инфинитивные обороты ................ 286 Наиболее употребительные строевые слова (местоимения, наречия, союзы) ...........................287 Словообразование ...................... 302 Суффиксация.......................302 Наиболее употребительные суффиксы, образующие существительные......................... 302 Суффиксы, образующие прилагательные..........303 Суффиксы, образующие глаголы..............304 Префиксация...................... 304 Наиболее употребительные префиксы............304 Спряжение глагола to have.............'.'.'.'. 306 Спряжение глагола to be............ .....307 Спряжение глагола to write...........' 308 Страдательный залог (to be+Ш)......'.'.'.'.'.''"' 309 Формы, функции и перевод Participle I ! . '. ........310 Функции и перевод Participle II.........'..'.'!.'' 310 Сводная таблица нестандартных глаголов ........... 310 Цена: 200руб. |
||||