Учебное пособие по английскому языку- Гобанова Москва 1961 стр.355 | ||||
Учебное пособие по английскому языку- Гобанова Москва 1961 стр.355 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие предназначается для начального обучения лиц летного состава ГВФ, работающего на международных авиалиниях, и диспетчерского состава, обслуживающего самолеты иностранных компаний. Основной задачей этого обучения является овладение английской фразеологией радиотелефонных переговоров в объеме, необходимом для обеспечения безопасности полетов. За основу принята радиотелефонная фразеология, установленная в стандартах и рекомендациях ИКАО. Пособие рассчитано на лиц, имеющих различную общеобразовательную подготовку и изучающих английский язык без отрыва от производства. Пособие составлено в соответствии с программой, рассчитанной на 300 учебных часов. Учебный материал разделен на 25 уроков, охватывающих основную лексику и фразеологию радиотелефонных переговоров. На проработку одного урока отводится в среднем три занятия (9 академических часов). В зависимости от подготовки слушателей и сложности материала количество часов, отводимых на проработку урока, может быть изменено. Так, например, на прохождение каждого из первых пяти уроков, в которых еще мало новых слов и нет сложных грамматических конструкций, можно отвести одно-два занятия, а некоторые из последующих уроков может быть целесообразно разделить даже на четыре занятия. Каждый урок содержит текст, упражнения для работы в аудитории и упражнения для самостоятельной подготовки. Фонетика и правила чтения распределены в первых девяти уроках, грамматический материал — в уроках 1—20. Введение специальной лексики начинается с первого же урока. После уроков 9, 14 и 20 помещены обзорные тексты и контрольные упражнения, предназначенные для повторения и проверки усвоения проработанного материала. Кроме 25 уроков, содержащих основной учебный материал по авиационной лексике, в пособие включены небольшие по объему дополнительные уроки 10А—18А, в которых содержатся тексты и упражнения к ним, построенные на бытовой лексике. После 25 урока дается сводка наиболее употребительных выражений, применяемых в радиотелефонных переговорах, а также сводка выражений, необходимых при обслуживании самолета на земле. Эти сводки могут быть использованы в качестве дополнительного материала как для работы в аудитории, так и для самостоятельной проработки. Далее следуют дополнительные тексты, которые подводят слушателей к самостоятельному чтению служебной документации и специальной технической литературы. В конце книги помещены «Дополнительные сведения по грамматике» (с таблицами и списком неправильных глаголов) и словарь, включающий все английские слова, встречающиеся в данном пособии. , Фонетика. Главной задачей обучения летного и диспетчерского состава является приобретение навыков звукового восприятия и воспроизведения английской речи. Поэтому в начале обучения основное внимание уделяется правильной артикуляции английских звуков и закреплению произносительных навыков посредством большого количества упражнений по фонетике и правилам чтения. Объяснение артикуляции дается кратко, учитывая, что ведущая роль в постановке произношения принадлежит преподавателю. Каждый урок с 1 по 9 включает в себя объяснение новых звуков и упражнения на их произношение, а также правила чтения букв и буквосочетаний. Начиная с 10 урока, даются упражнения на произношение, которые являются подготовкой к чтению текста и помогают тщательно отработать правильное произношение новых слов и слов предшествующих уроков. Грамматика. В учебное пособие включен грамматический материал, необходимый для приобретения активных навыков ведения радиотелефонных переговоров. Основное внимание уделено грамматическим конструкциям, требующимся для передачи команд, распоряжений, запросов и ответов на ни/. В некоторых случаях целесообразно было отступить от обычного порядка изложения грамматического материала. Так, несколько ранее, чем обычно принято, рассматривается пассив, часто употребляемый в радиотелефонных переговорах. С другой стороны, например, вопрос о последовательности времен в косвенной речи совсем не рассмотрен, поскольку косвенная речь в радиотелефонных переговорах ие применяется. В каждом уроке дано большое количество грамматических упражнений как на вводимый в уроке грамматический материал, так и на материал, проработанный в предыдущих уроках. Такая повторяемость должна обеспечить автоматизацию употребления грамматических конструкций. Грамматические упражнения, включенные в раздел «Материал для работы в аудитории», должны быть отработаны до перехода к работе над текстом данного урока. При проработке грамматических конструкций необходимо обратить внимание на особенности «телеграфного» стиля, применяемого в радиотелефонной фразеологии: частые случаи пропуска артикля, вспомогательного глагола, подлежащего, выраженного личным местоимением, и т. п. Грамматический материал, не отрабатываемый активно на занятиях, но необходимый для понимания приведенных в пособии текстов, рассматривается в разделе «Дополнительные сведения по грамматике». Лексика. Лексика учебного пособия делится на специальную (авиационную) и бытовую. Авиационная лексика составляет основную часть словаря учебного пособия и подлежит активному усвоению на занятиях. Этому способствует частая повторяемость наиболее употребительных слов и выражений. Большое внимание уделено употреблению предлогов. ' Для приобретения навыков четкого ведения радиотелефонных переговоров на английском языке введен особый вид лексических упражнений — «трениро-. вочные переговоры». Эти переговоры между «пилотом» и «диспетчером» желательно вести с помощью диспетчерского переговорного устройства, что позволяет разместить тренирующихся в разных помещениях и таким образом несколько приблизить условия обучения к реальным условиям ведения радиотелефонных переговоров. С этой же целью в последних уроках для «тренировочных переговоров» задаются только тема и основные условия, и эти переговоры должны вестись без подготовленного текста. Лексика дополнительных уроков включает следующие темы: уличное движение, время, покупки, разговор по телефону, в гостинице, в ресторане, путешествие и др. Дополнительные уроки не содержат нового грамматического материала, поэтому их можно прорабатывать параллельно с основными уроками. Словарь. Англо-русский словарь составлен гнездовым способом и включает в себя 1835 основных слов. Следует отметить, что некоторые технические термины, имеющие в разных странах (Англия, США, Канада и др.) различную орфографию, даны в словаре в написании, взятом из основных документов ИКАО, тогда как в тексте книги такие термины приводятся и в других вариантах с сохранением их орфографии по первоисточникам. Авторы выражают большую признательность всем лицам, оказавшим ценную помощь в освещении некоторых технических вопросов. Авторы с благодарностью примут указания на замеченные в книге недостатки, которые возможны тем более, что данная книга представляет собой первую попытку создать начальное учебное пособие на базе специальной лексики и фразеологии радиотелефонных переговоров. Авторы ОГЛАВЛЕНИЕ п Ст1> Предисловие................. Л Английский алфавит............... 5 LESSON 1 Фонетика и правила чтения............. 7* 1. Введение. Буквы и звуки............. 7 2. Согласные звуки............... 7 3. Гласные звуки [ei], [ae], [э]............ 8 4. Правила чтения............... g Грамматика.................. 9 Существительное и артикль. Неопределенный артикль...... 9 Text.................... 10 LESSON 2 Фонетика и правила чтения............. 12 1. Гласные звуки [i:], [i], [>ai], [e]............ 12 2. Согласные звуки [J], [Щ W, [б], Ш. N......... 12 3. Правила чтения............... 13 4. Понятие об интонации.............. 13 Грамматика.................. 15 1. Определенный артикль............. 15 2. Имя прилагательное.............. 15 3. Инфинитив................. 15 4. Повелительное наклонение......... . 16 Text..........•.......... 16 LESSON 3 Фонетика и правила чтения............. 18 1. Гласные звуки [ои], [о], [э:], [и], [и:], [а.:]......... 18 2. Правила чтения............... 18 3. Интонация в повествовательном и вопросительном предложениях . . 19 4. Ударение в английском языке........... 19 Грамматика.................. 20 1. Личные местоимения.............. 20 2. Глагол to be в Present Indefinite Tense......... 21 3. Указательные местоимения............ 22 Text.................... 23 LESSON 4 Фонетика и правила чтения............. 26 1. Гласные звуки [ju:], [л]............. 26 2. Согласный звук [А%].............. 26 3. Правила чтения............... 26 Грамматика.................. 27 1. Множественное число существительных........ 27 2. Существительные в роли определения......... 2» 3. Множественное число указательных местоимений...... 28 4. Предлоги................. 28 Text.................... .30 LESSON 5 Фонетика и правила чтения............. 33 1. Гласный звук [э:]............... 33 2. Правила чтения............... 33 Грамматика.................. 34 1. Местоимение it................ 34 2. Вопросительные местоимения who и what........ 34 3. Суффиксы существительных -er, -or.......... 35 Text.................... 36 LESSON 6 Фонетика и правила чтения............. 40 1. Гласный звук [аи]............... 40 2. Правила чтения............... 40 Грамматика.................. 41 1. Глагол to have................ 41 -2. Имя числительное............... 42 Text.................... 43 LESSON 7 Фонетика и правила чтения............. 47 Радиотелефонный алфавит............. 47 Грамматика.................. 48 Глагол may................. 48 Text.................... 50 LESSON 8 Фонетика и правила чтения............. 54 1. Согласный звук [ц]............... 54 2. Правила чтения............... 54 Грамматика.................. 54 1. Present Indefinite Tense (Настоящее неопределенное время) ... 54 2. Порядок слов в английском предложении........ 56 3. Отрицательная форма повелительного наклонения...... 57 Text.................... 59 LESSON 9 Фонетика и правила чтения............. 66 1. Гласные звуки [еэ], [ia], [аиэ]............ 66 2. Правила чтения............... 66 Грамматика.................. 68 1. Оборот there is, there are............. 68 2. Десятичные дроби............... 68 3. Суффикс наречий -1у.............. 68 4. Склонение личных местоимений........... 69 5. Притяжательные местоимения........... 69 Text.................... 71 REVIEW I (LESSONS 1—9) Контрольный список слов.............. 76 Контрольные вопросы............... 78 Texts: A. Departure from Stockholm........... 78 В. VMC Approach................ 79 Тренировочные переговоры: Вылет из Вены......... 83 LESSON 10 Грамматика.................. 85 1. Модальные глаголы сап и must........... 85 357 2. Глаголы to have и to be в модально^ значении Texts: A. Take off. В. On Route. С. Approach to Land LESSON 10A Text: Street Traffic LESSON 1,1 Грамматика .................. 95, 1. Present Participle (Причастие настоящего времени) ...... gjj 2. Количественные числительные от 11 до 1000 ........ 96- Text: Approach to Land ............... 98 Тренировочные переговоры: Прилеты и вылет из Вены ...... 100 LESSON 11A Text: Our Crew ............. .... 103. LESSON 12 Грамматика .................. 106, (Present Continuous Tense (Настоящее длительное время) .... 106. Text: Position Reports ............... 10& Тренировочные переговоры: А. Донесения о местонахождении. В. Прилет в Стокгольм .............. ... 112 LESSON 12A Text: Time .................. 11* LESSON 13 Грамматика .................. 119 Понятие о герундии ............... 119 Texits: A. Departure from Copenhagen. В. Landing at Warsaw .... 120 Тренировочные переговоры: Вылет из Хельсинки ........ 124 LESSON ;13А Text: Shopping ................. 127 LESSON 14 Грамматика .................. 129 1. Future Indefinite Tense (Будущее неопределенное время) .... 129 2. Порядковые числительные ............ 130 Text: Approach and Landing ............. 132 Тренировочные переговоры: А. Донесения о местонахождении. Б. На мар- шруте Будапешт — Вена ............. 135 LESSON 14A Text: Telephone Conversations ............ . 138 REVIEW II «(LESSONS 10—14) Контрольный список слов .............. 1*1 Контрольные вопросы ............... 142 Text: From Athens to Cairo .............. I4* Тренировочные переговоры: А. Львов — Будапешт — Тирана. Б. Буда- пешт — Тирана ........ • ........ 1*' LESSON 15 Грамматика .................. 151 Past Indefinite Tense (Прошедшее неопределенное время) .... Ifl Text: My Flight ................ •. 'Ijg Тренировочные переговоры: Полет Варшава — Берлин . . . . • !•** LESSON 15А Стр' 159 Text: At the Hotel................ LESSON 16 ... 161 Грамматика................. 1. Passive Voice (Страдательный залог)......... 161 2. Степени сравнения прилагательных.......... 163 Text: Riga — Amsterdam.............. 164 Тренировочные переговоры: Прилет в Лондон........ 168 LESSON 16A Text: Back to Moscow............... 171 LESSON 17 Грамматика.................. 174 1. Сложное предложение............. 174 2. Обстоятельственные предложения времени........ 174 3. Обстоятельственные предложения условия........ 175 4. Префикс re-................ 176 Text: Communication Conditions .... ....... 176 Тренировочные переговоры: Маршрут на Кефлавик....... 179 LESSON 17A LESSON 18 Text: At the Restaurant...............182 Грамматика.................. 185 Дробные числительные.............. 185 Text: Ground Controlled Approach (GCA)......... 186 Тренировочные переговоры: Заход на посадку по Джи-Си-Эй .... 190 LESSON 18A Text: My family................. 194 LESSON 19 Грамматика.................. 196 Present Perfect Tense (Настоящее совершенное время)..... 196 Texts: A. Weather Forecasts. B. Meteorological Reports...... 198 Тренировочные переговоры: Полет на Амстерда|л.? посадкой в Копенгагене из-за погоды . ........'.? v...... 201 LESSON 20 ,, • .. Грамматика..........' . Ч. ..... 205 Глаголы should и would.............. 205 Text: PPI (Plan Position Indicator) Radar Approach....... 206 Тренировочные переговоры: Вывод самолета на посадку по обзорному радиолокатору ................ 209 REVIEW III (LESSONS 15—20) Контрольный список слов............... 213 Контрольные вопросы............... 215 Text: En Route Moscow — Paris............ 215 Тренировочные переговоры: На маршруте Марс — Спутник..... 222 LESSON 21 Text: Emergency Communications Procedures......... 225 Тренировочные переговоры (без подготовленного текста)..... 227 359 LESSON 22 Стр. Text: Copenhagen Airport Kastrup............ 229 Тренировочные переговоры (без подготовленного текста)..... 233 LESSON 23 Text: A. General Information for Passengers. B. Before Departure . . . 235 Тренировочные переговоры (без подготовленного текста)..... 238 LESSON 24 Text: Some Advice................ 239 Тренировочные переговоры (без подготовленного текста)..... 241 LESSON 25 Text: On Board TU-104.............. 242 Тренировочные переговоры (без подготовленного текста)..... 244 Сводка наиболее употребительных выражений, применяемых в радиотелефонных переговорах Условия связи................ 246 Перед взлетом и на взлете............. 247 После взлета — в пути.............. 250 Подход и посадка в визуальных условиях......... 253 a) Заход по коробочке............. 253 b) Заход на посадку с прямой........... 254 c) Дополнительные запросы и указания......... 254 Подход и посадка в условиях полета по приборам........ 255 a) без пребывания в зоне ожидания.......... 255 b) с пребыванием в зоне ожидания.......... 255 c) дополнительные запросы и указания . ...... 256 d) повторный заход на посадку........... 257 e) следование на запасный аэродром.......... 257 Фразелогия, применяемая при посадке по системе Джи-Си-Эй . . . 257 Погода.................. 263 Передача донесений с борта............. 268 Сводка наиболее употребительных терминов и выр.ажений, встречающихся при обслуживании самолета на земле \ Основные части самолета4.,fr.наименование некоторых элементов конструкции . . ./^ . ,"'............ 269 Техническое обслуживание............. 269 Инструмент ... . . л L........... 270 Заправка самолета . 9f) JV™........... 270 Оборудование кабины ^жпажа и бытовое оборудование самолета . . 272 Уборка и чистка самолета . /~. » /.......... 272 Разное.....tlJlL^H..........272 Дополнительные тексты для самостоятельного чтения Some Definitions . "............... 274 Control of Aerodrome Traffic............ 278 ILS Approach Procedures............. 280 Standard Holding Procedures............ 281 Reduction of Noise Disturbances Around Stockholm Bromma Aerodrome Цена: 200руб. |
||||