Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Развитие логичского мышления учащиххся при обучение физике - В.И.Решанова Москва 1985 стр.90
Развитие логичского мышления учащиххся при обучение физике - В.И.Решанова Москва 1985 стр.90

Развитие мышления учащихся — одна из йазйшх и актуальных педагогической науки и практики обучения в средней школе, реализации следует совершенствовать методы обучения и воо Главное состоит в- организации рационального учебного •труда школьников и формировании самосто-ятельносги их мышления. nSewp виднт cBoto задачу в том, чггобы научить учащихся работать с ^книгой в другими источниками зяаяий, ювюгетъ и» вырабатывать 'йанесгаятельноеть мышления. Эти тр^бовашя предъявляются к сов-^реиенной вредней школе «Основными направлениями реформы обще^ озбраэоватсльной к профессиеяальной школы».
Предлагаемое пособие составлешк в соответствий'с действующим учебником «Физика. 6—?>. Оно-.включает пять глав, расположенных в определенной логической последовательности: от физического термина и понятия к приемам последовательного* ?вешрсггиво!речйвого) и обоснованного рассуждения на физическую теку, Уч*бвыа материал охватывает все темы курса физики: первой ет^вени обучения. Каждая гла^ ва начинается е методических рекомендации по органивавди работы учащихся с предлагаемым материалом.
При подготовке к уроку учитель может воспользоваться словарем фмяческих терминов для получения сведений о физическом понятии:
1) Происхождение термина, его правильное произношение и написание.
2) Определение физическое© ионшйя через род и видовые отличительные признаки. Родовое понятие всегда более объемное. Например, механическое движение, тепловое движение — это движения... . Но каждое из движений обладает евоявш отличительными признаками: механическое — это относительное, тепловое беспорядочное движение огромного числа частиц. Ареометр, секундомер, термометр — это измерительные приборы. Каждый из нрвборов имеет бйределевное назначение: термометр применяют для измерения температуры, секундомер—для измерения времени, ареометр— плотности жидкости. Масса, скорость, сила тока — это физические величины, характеристики и т. д. Но каждая физическая величина— это» характеристика определенного свойства материального объекта, стороны, физического явления.
3} Категориальная принадлежность поинша. Наарймер, любое движение — это явление, шрибор — материальный объект, физическая величина — характеристика, описательный аппарат.
• . -*
Во второй и четвертой главах пособия орисаны упражнения двя| работы по осмыслению введенного понятия, проникновению в еут?г feftfh содержания и установлению причинно-следственных связей и зависимостей. Учителю-нужно тщательно продумать, когда "(в ходе изло)»^ ния нового, при закреплении, дома, а может быть, при опросе на еле-дующем' уроке) лучше использовать предлагаемые упражнения.1' Например, упражнение на определение общност» понятий давления,, (атмосферное, молекулярное, весовое давление жидкости или газа) следует разобрать на уроке после домашнего обдумывания. УпраЖне- • ние на определение справедливости утверждений: «Электрический' ток — это направленное движение электронов», «Электрическим током называют движение заряженных частиц», «Электрическим током вазы» вают направленное движение заряженных частиц», «Электрическим током называют направленное движение частиц» — помогает сконцентрировать внимание учащихся на важных особенностях явления, называемого электрическим током, а именно: движение заряженных частиц должно быть направленным и направленно должны двигаться именно заряженные частицы, а не просто.частицы и электроны, так как В первом случае вкрадывается ошибка (частицы могут быть и не заряжены), а во втором дается частное определение электрического тока. Чтобы избежать заучивания неверно понятого определения, целесообразно упражнения, подобные приведенным, вводить при объяснений нового материала, а затем еще раз повторить при опросе особенно слабых учеников. . , "
В пособие включены вопросы типа: «Выделите-у слови я, при которых вес тела равен силе тяжести» или «Какие условия нужно создать, . чтобы получить огромные давления?». Подобные вопросы могут быть использованы учителем перед изложением нового учебного материа-ла, в этом случае они становятся проблемными и вызывают необходимость поиска условия. Но эти же вопросы могут быть предложены учащимся и после проработки учебного материала дома. Тогда знания учащихся уточняются, акцентируется их внимание на указанной выше. особенности применения правил, законов.
Материал третьей главы рекомендуется для тех уроков, где изучаются вопросы, запись которых может быть оформлена силлогизмами: вывод формул, единиц измерения физических величин. В задачах * упражнениях силлогизмы — это один из способов записи решения. При решении расчетных задач этот способ помогает учащимся осу-, ществить переход от общего к частному (конкретному), произвести алгебраические преобразования. Применение такого способа з». •ииси позволяет выработать у учеников умение обоснованно и в «хк ответствии с правилами формальной логики рассуждать на физические,1 темы. " -
Приведенный в пятой главе прием логической ч обработки результатов физических опытов необычен и довольно сложен учащимся, Off, активизирует мыслительную деятельность школьников, учит сеинй тавлять условие с выводами, моделировать. Предлагаемый прием аи отрицает традиционного экспериментального метода работы, *
' ВВЕДЕНИЕ
Вся мыслительная деятельность человека связана t языком, который должен четко .выражать возникающую мысль и реализовывать ее в общении с людьми. Значит, формирование языка должно влиять на формирование мышления человека. В школе язык науки формируется^ постепенно по мере изучения основ наук. Содержание и методы обучения каждого учебного предмета вносят специфику в язык учащихся,. Специфика языка физики заключается, например, в широком использовании физических величин, их характеристик, для формулировок законов, теорий, для описания и объяснения физических явлений. Физика пользуется своей терминологией. Термин—это слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия науки, техники и др. В научной практике термины имеют то же назначение, что и слова языка, с которым связана вся мыслительная деятельности человека. Физические термины — это точные названия, «имена» понятий объектов, и,х свойств, явлений и процессов, физических величин. Успешное овладение языком физической науки способствует формированию знаний по вводимой на уроке новой терминологий, которая складывается из четкого раскрытия цели введения нового термина, его назначения, правильного произношения и написания, происхождения.
Формирование физических понятий — дело трудное. Трудности возникают уже вначале — в момент поиска строгого определения понятия, доступного-школьникам. Эта трудность заключается в многогранности и многосторонности ряда физических понятий." Нередко одна и та же физическая величина • используется для-описания разных сторон.материальных объектов; один и тот же термин — для названия, например, явления и егд характеристики (например, сопротивление). Есть понятия, глубина содержания которых оказывается недоступной дл#, цонймания школьниками. Есть фундаментальные понятия, не имеющие строго научных определений (например, заряд).
Умение'точно определить понятие,— а ещё лучше — знать правила составления определена^ — имеет огромное значение как для науки, так и для людей, изучающих эту науку. Оно придает мышлению такие важньш качества, как точность, .четкость, определенность, и влечет за собой выработку логических умений: анализ, сравнение, различение, абстрагирование и обобщение.
Иэ всех видов определений наиболее приемлемы для первой ступе-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие^ 3
Введение 5
Глава I
Словарь физических терминов 9
Глава II
Задания для работы над смыслом физических понятий
-. 38
Глава III
Приемы применения дедуктивных умозаключений , ^
51 : : _• -•
Глава IV . • . Задания на установление причинно-следственных связей 70
Г л а в а V
Прием логической обработки результатов физических опытов
80
Рекомендуемая литература 92

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу