Математика | ||||
Беседы по физике. Ч. I. -Блудов М. И. М.: Просвещение, 1984.— 207 с., ил | ||||
Беседы по физике. Ч. I. -Блудов М. И. М.: Просвещение, 1984.— 207 с., ил Блудов М. И. Беседы по физике. Ч. I. Учеб. пособие для учащихся/Под ред. Л. В. Тарасова.—3-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1984.— 207 с., ил. «Беседы по физике. — книга для внеклассного чтения учащихся старших классов средней школы В I части книги в форме бесед рассказывается о механике, молекулярной физике и термодинамике ББК 22.3 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ БЛУДОВ (1890—1974) Издательство «Просвещение» выпускает в свет третье издание «Бесед по физике» М. И. Блудова. Эти книги можно смело поставить в один ряд с прославленными книгами Я. И. Перельмана «Занимательная физика». В трех частях «Бесед» автор в интересной и доступной для учащихся форме излагает многие вопросы школьного курса физики, только на более высоком научном уровне, широко используя историю науки, филисифию и даже художественную литературу. В «Беседах» содержатся также и некоторые вопросы, выходящие за пределы школьной программы. Так, например, автор очень доходчиво, занимательно и вместе с тем глубоко и серьезно описывает такие сложные и тонкие физические явления и понятия, как эффект Мёссбауэра, эффект Черепкова, энтропия и др. Читая «Беседы по физике», поражаешься огромной эрудиции автора, отличному знанию физики и многих других областей науки. Для учителей физики «Беседы» М. И. Блудова являются образцом доступного и интересного изложения самых сложных вопросов физики. Кто же автор этих замечательных книг? Михаил Иванович Блудов — учитель физики, не имевший ни ученого звания, ни ученой степени. На одном экземпляре своей книги, присланной мне,' он написал: «Дорогому Александру Васильевичу на память от влюбленного в физику автора». Ему было тогда 75 лет. Любовь к физике у нас была обоюдной, и она сплачивала нашу многолетнюю дружбу. Родился М. И. Блудов в 1890 г. в г. Владимире. Там же в 1908 г. окончил с серебряной медалью гимназию. Учась в гимназии, Михаил Иванович увлекался опытами по физике и химии. Дома у себя он организовал физико-химическую лабораторию, в которой работал он сам и многие его товарищи. В аттестате М. И. Блудова было отмечено, что он особенно отличался в латинском языке и истории. Латинский язык он действительно знал хорошо, даже в глубокой старости. В гимназии, кроме латинского языка, М. И. Блудов хорошо изучил немецкий и французский языки, а будучи уже студентом, свободно читал книги на английском языке. Любопытно, что в глубокой старости Михаил Иванович изучил древнегреческий язык настолько хорошо, что мог в подлиннике читать произведения Гомера. По окончании гимназии М. И. Блудов выдержал труднейший конкурсный экзамен в Московское Императорское высшее техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана) на химическое отделение. Пятилетний курс этого училища он закончил за четыре года, получив диплом инженера-технолога. Но к инженерной работе Михаил Иванович не чувствовал призвания. Его привлекала преподавательская работа. Поэтому с дипломом инженера он начал свою трудовую деятельность с преподавания физики, химии и математики сначала в женской гимназии, а потом и в других учебных заведениях. • Великая Октябрьская социалистическая революция дала возможность М. И. Блудову широко раскрыть свой талант педагога и популяризатора науки. «Беседы по физике» — только одна из больших работ М. И. Блудова, но самая ценная. Он является автором учебника по физике для техникумов, пособия для учителей «Преподавание физики в средних специальных учебных заведениях», многих статей и брошюр по преподаванию физики в техникумах и школах. Как опытный педагог, Михаил Иванович принимал участие в создании программ по физике и в разработке прогрессивных методов обучения. Владея несколькими иностранными языками, М. И. Блудов перевел на русский язык ряд интересных книг по физике, в том числе «Маленькую физику» Г. Низе и «Физику» Л. Эллиота и У. Уилкокса. Михаил Иванович творчески работал до глубокой старости. К сожалению, ему не удалось написать четвертую (заключительную) часть своих «Бесед по физике». Член-корреспондент АПН СССР, профессор А. В. ПЕРЫШКИН К ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ КНИГИ Зимний вечер. Трудовой день окончен: уроки на завтра приготовлены, домашние обязанности выполнены, вы даже успели побывать на катке или пробежаться на лыжах. Как приятно, наконец, отдохнуть дома, в тепле. Сядьте за стол, поближе к свету, и раскройте эту книгу, посвященную замечательной науке — физике. Возможно, книга заставит вас задуматься над тем, что ускользало раньше от вашего внимания, она перенесет вас мысленно и в Кембриджский университет, где учился и работал великий И. Ньютон, ив рабочий кабинет основоположника русской науки М. В. Ломоносова. Вас взволнует глубокая личная трагедия основателя закона сохранения энергии Роберта Майера, вам интересно будет познакомиться с рассуждениями гениального Сади Карно, который сумел, вопреки ошибочным представлениям о природе теплоты, вывести важнейший закон термодинамики. Книга состоит из отдельных очерков, логически связанных друг с другом. Некоторые очерки написаны в форме бесед учащихся с учителем, споров, вспыхивающих во время занятий физического кружка, разговоров со старшими. Во время этих бесед ваши сверстники нередко попадают в затруднительное положение, пытаясь разрешить те или иные физические парадоксы. И вам будет предложено немало тем для бесед и споров с товарищами, а также для проведения несложных домашних опытов. Одна из целей автора книги — желание пробудить у вас, читателей, интерес к вашей будущей профессии. Быть может, вы захотите стать железнодорожником, моряком, летчиком, строителем, архитектором, астрономом или геологом-разведчиком, подобно тем юношам и девушкам, мечты которых раскрываются в отдельных очерках книги. СОДЕРЖАНИЕ К юным читателям книги.................. 5 Материя, движение, энергия (вместо введения).......... 7 Чего многие не знают о скорости............... 12 Как произносить букву v................. — «Математика стрелок».................. 13 Почему скорость — вектор................. 16 Средняя и мгновенная скорости................ 17 Как измеряют скорость.................... 22 Скорость автомобиля................... — Скорость локомотива.................. 23 Скорость судна в море.................. 24 Скорость самолета................... 26 Скорость ветра ..................... 27 Скорость пули..................... 30 Необходимое дополнение о средней скорости........... 31 Четыре затруднительных положения.............. 33 Беседа в Венецианском арсенале............... 39 Урок физики в VIII классе................ — Что такое инерция.................... 46 Почему Луна не падает на Землю................ 48 Доклад на кружке «Юный физик» в VIII классе......... — «Математические начала натуральной философии».......... 55 Импульс — значит толчок................. 65 Человек не всегда останется на Земле............. 72 Открылась бездна, звезд полна.............. ~ Первые шаги в освоении человеком космоса.......... 76 Физика космических полетов................ 86 Удивительные свойства пары сил............... 92 206 Интересные и полезные параллели................ 97 Маятник — это не только в часах................ 102 Стальные конструкции................... 107 Письмо Ломоносова..................... 112 Что такое работа..................... 116 Неосуществимая мечта................... 121 В мире молекул...................... 126 Броуновское движение.................. — Барометрическая формула................. 128 Структура и размеры молекул................ 131 Как измерили скорость молекул............... 133 Тепловое движение и статистика............... 135 Твердое, жидкое, газообразное................ 140 Физика поверхностей..................... 144 Симметрия и энергетика кристаллов.............. 151 Рождение калориметрии.................... 161 В зимний день на реке Лариган................. 165 Внутренняя энергия..................... 168 «Черные камни»...................... 171 Трагедия Юлиуса Роберта Майера................ 174 Сади Карно и его формула................... 180 Тепло и холод у вас дома................... 188 Вблизи абсолютного нуля................... 192 «Лучи тепла и лучи холода»................. . 199 Угроза заморозка ...................... 202 Цена: 200руб. |
||||