Математика | ||||
Всеобщая история физической культуры и спорта- Л.КУн Москва 1982 стр.400 | ||||
Всеобщая история физической культуры и спорта- Л.КУн Москва 1982 стр.400
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие......................... 9 П. Кубертен. Ода спорту...................... 17 Введение .......................... 21 1. Истоки физической культуры................... 25 2. Физическая культура древнего мира (от IV тысячелетия до н. э. до 476 г. н. э.). . . 37 2.1. Физическая культура стран Древнего Востока.........38* 2.1.1. Зона Древней Месопотамии................ 39 2.1.2. Древний Египет.................... 42 2.1.3. Древняя Индия..................... 45 2.1.4. Древний Китай..................... 50 2.2. Физическая культура Античной Греции...............54 2.2.1. Формирование физической культуры Античной Греции (со II тысячелетия до н. э.).....................54 2.2.1.1. Возникновение античной гимнастики.............57 2.2.1.2. Возникновение агонистики................58 2.2.2. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до н. э.). . . 64 2.2.2.1. Физическое воспитание в Спарте и Афинах...........65 2.2.2.2. Агонистика периода расцвета полисов.............67 2.2.3. Кризис классических форм древнегреческой физической культуры (IV в. до н. э.).....................71 2.2.4. Формирование эллинистической физической культуры (IV—III вв. до н. э.)...................74 2.2.4.1. Эллинистическая физическая культура после римских завоеваний ... 75 2.2.4.2. Распространение панэллинских игр в Римской империи ....'... 75 2.2.5. Запреты (конец IV — середина VI в. н. э.)............77 2.3. Физическая культура Древнего Рима................78 2.3.1. «Царский период» (VIII—VI вв. до н. э.)............80 2.3.2. «Период республики» (VI — I вв. до н. э.)............81 2.3.3. «Императорский период» (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.)........84 3. Физическая культура в средние века (V—XVII вв.).............88 3.1. Физическая культура в Европе в средние века.............89 3.1.1. Западноевропейская физическая культура в период возникновения феодализма (V—XI вв.)..................89 3.1.2. Физическая культура в период расцвета феодализма (XI—XV вв.) ... 91 3.1.2.1. Рыцарское физическое воспитание..............91 3.1.2.2. Рыцарские турниры и другие состязания...........95 3.1.2.3. Физические упражнения средневекового сельского населения.....99 3.1.2.4. Физические упражнения средневекового городского населения . . . 102 3.1.3. Физическая культура эпохи Возрождения и упадка феодализма (XV—XVIII вв.)....................107 3.1.3.1. Итальянское Возрождение................108 3.1.3.2. ' Северное Возрождение..................111 3.1.3.3. Пионеры физического воспитания эпохи Возрождения......117 3.1.3.4. Первые попытки введения физического воспитания в учебных заведениях. Деятельность Р. Малкастера и Я. А. Коменского..... 119 3.1.3.4.1. Ричард Малкастер................... 120 3.1.3.4.2. Ян Амос Коменский.................. 121 3.2. Физическая культура народов Азии (III—XVII вв.)........... 123 3.2.1. Средневековая Индия.............•.....123 3.2.2. Средневековый Китай..................125 3.2.3. Средневековая Япония..................129 3.2.4. Азиатские кочевники...................131 3.2.5. Историческое значение физической культуры средневековой Азии . . . 133 3.3. Физическая культура народов Америки в период до европейской колонизации . . 135 3.3.1. Ацтеки, майя......................137 3.3.2. Инки........................138 3.4. Историческое значение физической культуры эпохи средних веков......138 4. Физическая культура в период перехода от средневековья к новому времени (XVII—XVIII вв.)........................140 4.1. Физическая культура Англии. Возникновение понятия «джентльмен».....141 4.1.1. Джон Локк......................142 4.1.2. «Буржуазный» облик спорта джентльменов..........143 4.1.3. «Аристократический» облик спорта джентльменов........146 4.1.4. Создание первых правил соревнований............149 4.1.5. Общественная роль и международное влияние спорта джентльменов . . _ 150 4.2. Школьное физическое воспитание и заложение основ системы движений в гимнастике на Европейском континенте..............152 4.2.1. Физическая культура эпохи французского Просвещения.......152 4.2.1.1. Жан Жак Руссо....................154 4.2.1.2. Иоганн Генрих Песталоцци................156 4.2.2. Роль филантропов в развитии физического воспитания в школе .... 157 4.2.2.1. Игры........................158 4.2.2.2. Практические упражнения для развития сноровки рук.......158 4.2.2.3. «Собственно» физические упражнения.............158 5. Развитие физической культуры нового времени с конца XVIII до начала XX века.. 162 5.1. Создание основ школьного физического воспитания, буржуазно-национального физкультурного и спортивного движения (1789—1871) .... 162 5.1.1. Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивной и игровой деятельности . . . 162 5.1.1.1. Чарлз Кингсли и Томас Арнольд...............162 5.1.1.2. Колыбель футбола — школа................165 5.1.1.3. Обособление любительского и профессионального направлений . . . 166 5.1.1.4. Начало распространения спорта — международное влияние арнольдизма.....................166 5.1.2. Развитие на Европейском континенте национального гимнастического движения и введение физического воспитания в школе на основе гимнастики......................168 5.1.2.1. Немецкое направление в гимнастике............. 171 5.1.2.2. Шведское направление в гимнастике............. 174 5.1.2.3. Движение «Сокол»................... 176 5.2. Распространение буржуазного физкультурно-спортивного движения в международном масштабе (1871—1917)..............177 5.2.1. Структурные изменения физической культуры..........177 5.2.1.1. Кризис систем гимнастики................. 177 5.2.1.2. Формирование современного соревновательного спорта...... 179 5.2.1.3. Препятствия на пути развития современного спорта....... 180 5.2.2. Формирование современного физического воспитания ....... 181 5.2.2.1. Создание научных основ физического воспитания.........181 5.2.2.2. Основоположники научного социализма о физическом воспитании . . .185 5.2.2.3. Интеграция форм движения в рамках школьного физического воспитания......................186 5.2.2.4. Дифференцирование направлений в гимнастике.........187 5.2.2.4.1. Система шведской гимнастики.............. 188 5.2.2.4.2. Натуралистическая система Георга Эбера........... 190 5.2.2.4.3. Направление современной гимнастики............ 190 5.2.3. Возникновение внешкольных физкультурных организаций и рекреационных движений................194 5.2.3.1. Протестантские организации . -...............195 5.2.3.2. Еврейские организации.................196 5.2.3.3. Католические организации.................196 5.2.3.4. Полувоенные молодежные организации............197 5.2.3.5. Территориальные и заводские организации...........199 5.2.3.6. Образование рекреационных организаций в рамках международного рабочего движения...................201 5.2.4. Развитие международного спортивного движения.........206 5.2.4.1. Развитие организационных форм современной спортивной жизни . . . 208 5.2.4.1.1. Спортивные общества и секции...............208 5.2.4.1.2. Общегосударственные спортивные союзы...........208 5.2.4.1.3. Международные спортивные федерации............209 5.2.4.2. Согласование спортивной техники и правил проведения соревнований . 210 5.2.4.3. Возникновение «любительских тренировок».......... 212 5.2.4.4. Возникновение системы мировых соревнований по отдельным видам спорта........................ 216 5.2.4.4.1. Неофициальные первенства Европы и мира........... 216 5.2.4.4.2. «Официальные» чемпионаты Европы и мира.......... 218 5.2.4.4.3. Первенства Южной Америки, Австралии, Азии..........218 5.2.4.5. Предыстория олимпийского движения нового времени....... 218 5.2.4.5.1. Пионеры возрождения олимпийской идеи........... 219 5.2.4.5.2. Раскопки Олимпии................... 220 5.2.4.5.3. Попытки проведения панэллинских игр ............ 221 5.2.4.6. Развитие международного олимпийского движения........ 222 5.2.4.6.1. Социальные условия развития олимпийского движения нового времени....................... 222 5.2.4.6.2. От педагогики арнольдизма к осуществлению олимпийской идеи . . . 225 5.2.4.6.3. Формирование идеалов олимпизма.............. 228 5.2.4.6.4. Период укрепления олимпийского движения (1894—1918)..... 231 5.2.4.6.5. Влияние создания современного олимпизма на развитие физической культуры....................... 236 5.2.4.6.6. Хроника Игр от Афин до Стокгольма............. 237 6. Физическая культура новейшей эпохи (1917—).....v........244 6.1. Развитие международного спортивного движения в период между двумя мировыми войнами.....................246 6.1.1. Расширение организационных и соревновательных рамок спортивной жизни (1919—1939)...................246 6.1.2. Развитие технической и физической подготовки по видам спорта (1919—1939)......................249 6.1.3. Критические годы олимпийского движения...........253 6.1.3.1. Творчество Кубертена (1919—1925)............. 253 6.1.3.2. Период Анри де Байе-Латура (1925—1941)........... 256 6.1.3.3. Хроника Игр от Антверпена до Берлина............ 259 6.1.4. Рабочее спортивное движение в водовороте политических разногласий . 264 6.1.4.1. Возрождение рабочих спортивных организаций......... 264 6.1.4.2. Раскол в международном рабочем спортивном движении (1919—1922) . 266 6.1.4.3. Частичные успехи в борьбе за единство (1922—1927)........ 268 6.1.4.4. Углубление раскола (1928—1933).............. 272 6.1.4.5. Единое антифашистское движение (1934—1944)......... 275 6.1.4.6. Значение международного рабочего спортивного движения для развития физической культуры рабочего класса.........277 6.1.5. Возникновение международного студенческого спортивного движения . 278 6.1.5.1. Международная конфедерация студентов (1919—1938).......278 6.1.5.2. Раскол в студенческом спортивном лагере (1939—1944)......279 6.1.6. Возникновение региональных спортивных движений и игр.....280 6.1.6.1. Паназиатские игры...................281 6.1.6.2. Панамериканские игры..................281 6.1.6.3. Балканские игры....................282 6.1.6.4. Игры Британской империи................282 6.1.6.5. Религиозные игры....................283 6.1.6.6. Феминистские игры...................284 6.2. Поиски пути развития школьной физической культуры в период между двумя мировыми войнами ..................... 285 6.2.1. Физкультурные направления, основанные на гимнастике......285 6.2.2. Направления физического воспитания, основывающиеся на спортивной и игровой деятельности..................287 6.2.3. Современная гимнастика и направление «кип-фит»........290 6.2.4. Местные особенности в физическом воспитании.........290 6.3. Физкультурные организации вне школы и рекреационные движения в период между двумя мировыми войнами................. 291 6.3.1. Противоречивость физич'еской культуры тейлоризма....... 291 6.3.2. Физиология труда и производственная гимнастика......' . . 292 6.3.3. Сеть спортивных обществ государственных и частных предприятий . . . 293 6.3.4. Рекреационные организации................ 294 6.3.5. Бойскаутские движения и другие полувоенные организации..... 295 6.4. Физическая культура в Советском Союзе..............296 6.4.1. Трудности в годы упрочения Советской власти (1917—1924).....296 6.4.2. Развитие социалистической физической культуры (1925—1941) .... 299 6.5. Развитие физической культуры после второй мировой войны.......303 6.5.1. Физическая культура в социалистических странах (1945—1975).... 303 6.5.1.1. Дальнейшее развитие социалистической физической культуры в Советском Союзе (1945—1959)..............303 6.5.1.2. Создание основ социалистической физической культуры в странах народной демократии (1945—1960).............306 6.5.1.2.1. Региональные особенности в период народно-демократических революций......................307 .6.5.1.2.2. Усилия, направленные в 50-х годах на заложение основ социалистической физической культуры, и результаты, достигнутые в этой области . 309 6.5.1.3. Новый этап развития социалистической физической культуры в странах социалистического лагеря (1960—...)............314 6.5.1.3.1. Физическая культура развитого социализма в Советском Союзе . . . . 314 6.5.1.3.2. Физическая культура развитого социализма в социалистических странах Европы.......................322 6.5.2. Физическая культура в капиталистических странах (1945—1975).... 325 6.5.3. Особенности развития физической культуры в «третьем мире»' (1945—1975).....•................330 6.5.4. Изменение соотношения сил в международном спортивном движении . . 335 6.5.4.1. Развитие международного олимпийского движения во всемирном масштабе......................337 6.5.4.1.1. Период президентства Зигфрида Эдстрема (1941—1952)......337 6.5.4.1.2. На пути мирного сосуществования (1952—...)..........339 6.5.4.1.3. Хроника игр от Лондона до Москвы.............346 6.5.4.2. Изменение роли международного рабочего спортивного движения в период после II мировой войны..............365 6.5.4.3. Студенческое спортивное движение (1945—1975).........367 6.5.4.3.1. Возрождение и развитие в рамках МСС (1945—1949).......367 6.5.4.3.2. Десятилетие раскола (1949—1959)..............368 6.5.4.3.3. Новое единство в рамках ФИСУ (1959— )......... . 369 6.5.4.4. Региональные спортивные движения и игры в наши дни......372 6.5.4.4.1. Паназиатские игры...................372 6.5.4.4.2. Панафриканские игры.................373 6.5.4.4.3. Панамериканские игры.................374 6.5.4.4.4. Панарабские игры....................374 6.5.4.4.5. Средиземноморские игры.............. . 375 6.5.4.4.6. Балканские игры................• • 375 6.5.4.4.7. Тихоокеанские игры...................375 6.5.4.4.8. Преобразование спортивных игр Британской империи.......375 6.5.4.4.9. Католические игры...................376 7. Приложение 7.1. Развитие международных физкультурных организаций......... 377 7.2. Рекорды высоты, глубины, дальности и скорости........... 379 7.2.1. Покорение горных вершин................ 379 7.2.2. Покорение самых больших глубин.............. 381 7.2.3. Борьба за скорость на суше и воде.............. 381 7.2.4. Покорение воздушного пространства............. 384 Примечания.......................... 387 ПРЕДИСЛОВИЕ История физической культуры и спорта — интересная и увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного их состояния. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры и спорта с древнейших времен и до наших дней. Она знакомит читателя с происхождением и распространением в мире средств, форм, методов, идей, теорий и систем физического воспитания и спорта, существовавших в различные периоды человеческого общества. История рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей в ту или иную общественно-экономическую формацию. В то же время физическая культура и спорт оказывают обратное влияние на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство. В истории общественного развития физической культуре и спорту всегда принадлежала важная роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Они способствовали при умелом подходе воспитанию физической, умственной и психической гармонии человеческой личности. В современном мире издано и издается огромное количество литературы, в которой рассматриваются различные исторические аспекты физической культуры и спорта. Много трудов посвящено всеобщей истории физической культуры и спорта, истории древних и современных Олимпийских игр, развитию в разных регионах земного шара отдельных видов спорта. Большое количество работ написано по истории студенческого спорта и проведению спортивных Универсиад, по региональным играм. В поле зрения историков постоянно находятся исторические аспекты международного спортивного движения и его проблемы. Исторические вопросы обсуждаются на международных симпозиумах и конференциях. Им были посвящены многочисленные доклады на всемирных научных спортивных конгрессах в Мюнхене (1972 г.), Квебеке (1976 г.) и Тбилиси (1980 г.). Значительный вклад в изучение истории физической культуры и спорта внесли специалисты социалистических стран. Многие их труды обогатили мировую спортивную науку. Им принадлежат ведущие позиции в разработке многих важнейших исторических проблем физической культуры и спорта. Они ведут последовательную борьбу против той части буржуазной историографии, которая фальсифицирует и искажает суть исторического развития, разоблачают буржуазн'уК) идеологию в спорте. С большим интересом встречают специалисты и любители спорта появление каждого нового исторического исследования. Не является исключением в этом плане и труд известного венгерского историка Ласло Куна «Всеобщая история физической культуры и спорта». Это первый в нашей стране солидный исторический труд иностранного автора, изданный на русском языке. Знакомство с трудом Ласло Куна в значительной мере углубляет и расширяет наши представления о всеобщей истории физической культуры и спорта. Автор, владея богатым материалом, вводит в научный оборот много новых или очень малоизвестных исторических фактов и событий, обогащая этим историю физической культуры и спорта. Его книга, написанная на основе материалистического понимания истории, служит важным противовесом буржуазной спортивной историографии. Методологическую основу труда Ласло Куна составляет диалектический и исторический материализм. Применение диалектического материализма позволило автору рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта в разные эпохи во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. Опираясь на диалектический метод познания истории, он показывает физическую культуру и спорт в непрерывном движении, изменении, рассматривает их развитие как результат борьбы нового со старым, в которой новое неодолимо побеждает старое. Цена: 300руб. |
||||