Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. Сборник М.: Наука, 1990. — 136 с. | ||||
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. Сборник М.: Наука, 1990. — 136 с.
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. — М.: Наука, 1990. — 136 с. ISBN 5-02-0 И 030-2 В коллективной монографии предпринято обобщенное теоретическое исследование проблематики речевого воздействия в сфере массовой коммуникации. В монографии представлены соображения в пользу рассмотрения этой проблематики в широком филологическом контексте. Такая концепция позволяет наметить пути построения единой интегрированной теории речевого воздействия. Соответственно в книге освещаются общие теоретические и методологические проблемы речевого воздействия, анализируются концепции речевого воздействия, сложившиеся в ряде близкородственных дисциплин; рассматривается специфика текстов массового воздействия. Для специалистов по теории коммуникации и психолингвистике. ВВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Современный человек живет в условиях постоянного речевого воздействия (РВ), оказываемого на него другими людьми, да и сам он постоянно является субъектом РВ. Требуется объяснить, что же подразумевается под РВ. Сделать это тем более необходимо, что определенное понимание РВ объединяет авторов всех разделов этой книги. Под РВ понимается регуляция деятельности одного человека другим человеком при помощи речи. При помощи речи мы можем побуждать человека начать, изменить, закончить какую-либо деятельность. Очевидно, что когда мы таким образом определяем РВ, то мы допускаем отождествление РВ вообще со всеми видами речевого общения. Действительно, легко показать, что речевое общение в основном существует в форме РВ: научный анализ позволяет в каждом акте речевого общения увидеть процесс достижения некоторой неречевой цели, которая в итоге соотносится с регуляцией деятельности собеседника. Поэтому целесообразно для нашего дальнейшего изложения разграничить РВ в широком смысле и в узком смысле. РВ в широком смысле — любое речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности, целевой обусловленности, это речевое общение, описанное с позиции одного из коммуникантов. РВ в узком смысле — речевое общение в системе средств массовой информации или в агитационном выступлении непосредственно перед аудиторией. РВ в узком смысле отличает прежде всего то обстоятельство, что оно обычно используется в структуре коорди-нативных, социальных отношений, когда коммуникантов связывают отношения равноправного сотрудничества, а не формальные или неформальные отношения субординации. Отсюда следует еще одна существенная характеристика РВ в узком смысле: объект РВ, будучи не связанным отношениями субординации с субъектом РВ и обладая известной свободой выбора своих действий, изменяет свою деятельность только в том случае, когда это изменение отвечает его потребностям. Итак, в дальнейшем мы рассматриваем РВ только в узком смысле, когда субъект РВ регулирует деятельность другого человека, в известной мере свободного в выборе своих действии и поступающего в соответствии со своими потребностями. РВ в настоящее время следует связывать с функционированием средств массовой информа- ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Речевое воздействие как проблема речевого общения (Е. Ф. Тарасов) .............. 3 Часть!. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ „Глава У. Риторическая модель речевой деятельности (Н.А. Безменова)............. IS Глава 2. О содержании понятия "стилистический эффект" с точки зрения речевого воздействия (Л.Г. Лузина) .............................................. 27 Глава 3. Аргументация как языковой и когнитивный феномен (А.Н. Баранов)...... 40 Глава 4. Два способа оптимизации речевого воздействия в межкультурном общении (И.Ю. Морковина, Ю.А. Сорокин)...................................... 53 Глава 5. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия (Н.Н. Трошина) 62 Глава 6. О качественных различиях информации речевого сообщения (О. Н. Гришина) 69 Часть II. ТЕКСТЫ МАССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Глава I. Массовая коммуникация и постмодернизм (И. П. Ильин) ................. 80 Глава 2. Филологический анализ американской рекламы (О.А. Сычев)............. 96 Глава 3. Коммуникативное воздействие литературно-художественного текста (A.M. Кузнецов) ....................................................... 108 Глава. 4. У истоков научной аргументации (обеспечение эффективности специальной коммуникации) (С.А. Ромашка)......................................... 118 Список литературы............................................................ 130 Цена: 200руб. |
||||