Алгоритмы порождения речи - Красиков Ю. В. Ир, 1990 — 240 с | ||||
Алгоритмы порождения речи - Красиков Ю. В. Ир, 1990 — 240 с
Красиков Ю. В. Алгоритмы порождения речи. •— Орджоникидзе: Ир, 1990 — 240 с. ISBN 5-7534-0282-8 В книге впервые в научной литературе описаны выделенные в результате психолингвистического эксперимента единицы смысла, т. е. единицы субъективного смыслового членения порождаемого письменного текста, а также единицы различных уровней грамматикализации порождаемого текста. Полученные теоретические данные позволяют по-новому рассмотреть проблему создания искусственного интеллекта на основе алгоритмов как порождения единиц семантической (смысловой) информации, так и —......--""••• ""ЯММЯТИКЯЛИЗУЮЩИХ блоков порождения. Ирине Павловне Соколовой, моей маме, посвящается ОТ АВТОРА Начиная экспериментальное исследование имманентного членения письменного текста и вариантов этого текста, автор не предпо-лагал, что за ними стоят кардинальные для целей изучения производства речи и для психолингвистики, в частности, проблемы порождения семантики и грамматики текста. В экспериментальных работах важна возможность воспроизведения хода исследования другими, если в этом появится необходимость; важен метод получения данных, который должен быть достаточно простым и надежным. Мы полагаем, что наш способ, безусловно, как и любой другой, имеющий некоторые погрешности, (позволяет получать достаточно надежные, достоверные результаты, которые могут быть воспроизведены и описаны математически. В лингвистике подобное описание релевантно на уровне фонетики, лексики, но дальше — область существующих, но не могущих пока быть соответствующим образом описанными закономерностей. Дальше,— это семантика, смысл высказывания и грамматика порождения. Мы на нашем материале смогли выделить новые смысловые единицы членения текста и единицы грамматикализации текста, причем, Ю. Д. Кропотов, один из рецензентов работы, увидел возможность математического описания наших данных, что представляется совершенно справедливым. Главная значимость полученных результатов в том, что есть объективные данные, позволяющие говорить о жесткой структура-ции неуловимого ранее смысла. Это особенно важно для работ по созданию искусственного интеллекта. Напомним, что именно смысл является до настоящего времени центральной и неразрешимой проблемой при моделировании систем по распознаванию и синтезированию речи. Наши данные дают здесь новые и достаточно надежные ориентиры в процессе обнаружения единиц смысла. В работе впервые описан весь набор смысловых единиц, встретившихся в экспериментальных сочинениях. Следующее, что вытекает из нашего анализа.— это наличие строгой последовательности порождаемых смысловых единиц, наличие алгоритма порождаемых смысловых единиц. Второй вопрос, имеющий не меньшее значение не только для собственно психолингвистических целей, но и для создания машинных (в широком смысле) интеллектуализированных систем — это допрос грамматикализации порождаемого текста. До сих пор фактически признавалось, что грамматика порождения — это хоть и не нормативная грамматика, но все-таки нечто близкое ей, близкое ОГЛАВЛЕНИЕ Г АВТОРА 3 ЕДЕНИЕ ........ 5 Глава I которые аспекты модели механизма порождения речевого высказы- кия.............. 7 Глава II объективное членение письменной речи при порождении высказы- |ния. 42 Часть первая /бъективное членение письменной речи при порождении высказы- зния. общей постановке вопроса .......... Часть вторая 1. Субъективное членение текста при порождении. К частной поста-звке вопроса ............ 2. Общая количественная характеристика частотности случаев 3. Аспекты субъективного членения порождаемого письменного гкста ............. 56 ервый раздел «Разрыв — Разрыв»....... — 1. Одно предложение........... — 1.1. Простое предложение. ......... 57 1.1.1. Несколько слов.......... — 1.1.2. Часть предложения ......... 61 1.2. Сложноподчиненное предложение . ..... 64 1.3. Часть придаточного предложения ...... 66 1.4. Часть сложносочиненного предложения ..... 67 1.5 Часть бессоюзного предложения ... ... — 2. Два предложения в отрезке ........ 69 2.1. Два простых предложения ........ — 2.1.1. Один выраженный грамматический центр в отрезке — 2.1.2. Две группы слов в двух предложениях..... 72 2.1.3. Наличие грамматического центра в каждом предложении 74 2.2. Простое и сложноподчиненное предложение..... — 2.3. Другие случаи........... 73 3. Три предложения .......... 80 3.1 Простые конструкции в отрезке '. ...... — 3.2. Сложные конструкции в отрезке . ...... 82 4. Четыре и более предложений ........ 84 3 то рой раздел «Разрыв — Конец»....... Ь5 1. Одно предложение .......... — 1.1. Простое предложение . ........ — 1.1.1. Отдельные части глагольной группы...... — 1.1.2. Выделение дополнения........ 87 1.1.3. Подлежащее и сказуемое........ 88 1.1.4. Отдельные случаи....... 1.2. Одно предложение. Сложные конструкции в отрезке 2. Два предложения......., , 2.1. Два простых предложения -.-,... 2.2. Простое и сложноподчиненное предложение 2.3. Два сложноподчиненных предложения .... 3. Три и четыре предложения в отрезке..... Третий раздел «Начало—Разрыв» 1. Часть предложения в отрезке ...... 1.1. Часть сложноподчиненного предложения в отрезке 1.1.1. Семантическая незавершенность отрезка 1.1.2. Относительная семантическая завершенность отрезка 1.2. Часть простого предложения в отрезке .... 1.3. Несколько слов в отрезке . . , , 1.4. Часть сложного предложения в отрезке .... 2. Два предложения в отрезке ........ 2.1. Два простых предложения....... 2.2. Простое и сложноподчиненное предложение 3. Три предложения в отрезке ....... 'Четвертый раздел «Начало—Конец» 1. Одно предложение.......... 1.1. Простое предложение........ 1.2 Сложноподчиненное предложение...... 1.3. Разные типы сложных предложений ..... 2. Два предложения .......... 2.1. Два простых предложения....... 2.2. Простое и сложное предложения ...... 3. Два сложноподчиненных предложения ...... Пятый раздел «Начало абзаца» А. Отрезки типа «Начало абзаца—Разрыв» 1. Одно предложение.......... 1.1. Простое предложение........ 1.1.1. Часть простого предложения. Незавершенный в логико -семантическом отношении отрезок ...... 1.1.2. Относительно законченные в логико-семантическом отношении отрезки . ....... 1.2. Сложноподчиненное предложение ...... 2. Два предложения.......... Б. Отрезки типа «Начало абзаца — Конец предложения» 1. Одно предложение .......... 2. Два предложения . ......... 3. Три предложения ......... Шестой раздел. Отдельные случаи...... 1. Разрыв слова .......... 2. Выделение паузами знаков препинания . . . . • ГЛАВА III. Психолингвистические аспекты вариантности слов и групп слов при при порождении письменного текста ...... § 1. К постановке проблемы вариантности...... 233 s , Одно слово в качестве варианта....... 126 | Существительное ......... — Д. Единственное число......... — | 1. А. Дополнение ........ 12Т 2. А. Определительное дополнение . ..... 129 i 3. А. Подлежащее ......... 131 4. А. Отдельные случаи ........ — |6. Множественное число ......... 133 1. Б. Множественное число сохраняется в окончательном варианте — 2.Б. Множественное число трансформируется в единственное число 135 2. Глагол ............ — 2.1. Семантические колебания при поиске вариантов глагола . 136 2.1.1. Изменение лексики ........ — 2.1.2. Незначительные изменения лексики .... — I 2.1.3. Значительные изменения лексики ... 137 2.2. Неопределенная форма глагола...... 138 i 2.3. Отдельные случаи . ........ 139 i 3. Прилагательное .......... 140 3.1. Лексические колебания ....... 141 3.1.1. Изменения лексики . . •...... — 3.1.2. Незначительные изменения лексики .... — 3.1.3. Значительные изменения лексики ..... 142 3.2. Отдельные случаи......... 4. Местоимение . .......... 143 4.1. Изменения лексики ........ — 4.2. Незначительные изменения лексики ..... 145 4.3. Значительные изменения лексики ..... 146 5. Наречие............ — 5.1. Лексические изменения ....... 147 5.2. Отдельные случаи......... — 6. Причастие . ........... 14Э 7. Союз ............ 150 8. Предлог............ 151 9. Частицы ............ 152 10. Отдельные случаи.......... 153 3. Группа слов или предложение в качестве варианта . . . 154 1. Группа слов в качестве варианта....... — 1.1. Существительное в качестве формального центра группы слов — а. Определительные отношения в группе слов с существитель >1м в качестве формального центра ....... — 1.1 а. Существительное в роли дополнения (или подлежащего) 155 1.2а. Существительное в роли обстоятельства времени . 156 2а. Другие части речи в роли определения при определяемом сло- i существительном.......: : 157 За. Два существительных в группе слов ..... 159' б. Отдельные случаи реализации существительного в качестве формального центра группы слов...... — 1.2. Глагол в качестве центра группы слов ..... 151 1.3. Местоимение в качестве центра группы слов .... 164 239 1.4. Предлог в качестве центра группы слов .... 162 1.5. Отдельные случаи ........ 16? 1.6. Снятие варианта ......... 168 2. Предложение в качестве первоначального варианта . . . 171 2.1. Простое распространенное предложение .... — 2.1.1. Вариант предложения открывает 'высказывание . . 17 2.1.2. Вариант предложения внутри высказывания . . 174 2.2. Сложноподчиненное предложение в качестве варианта . 175 2.2.1. Вариант сложноподчиненного предложения открывает высказывание ..... . : : — 2.2,2. Вариант сложноподчиненного предложения внутри высказывания ...,...::• '-77 2.3. Простое нераспространенное предложение в качестве варианта высказывания.......... 178 2.4. Придаточное предложение в качестве варианта высказывания 1S1 2.5. Два первоначальных варианта предложения ... _ § 4. Часть предложения в качестве первоначального варианта . . 184 1. Часть простого предложения в качестве первоначального варианта — 1.1. Глагол в качестве формального центра варьируемой части предложения .......: : : 185 1.2. Снятие варианта ......... 1^6 2. Часть главного и придаточного предложения в качестве варианта — § 5. Неполная форма слова в качестве первоначального варианта . 1 gS 1. Неполная форма глагола в качестве первоначального варианта — 1.1. Образование неполной формы слова в результате взаимодействия звуков :.......:: — 1.2. Другие случаи образования неполной формы слова . . 190 2. Неполная форма существительного в качестве первоначального варианта — 3. Неполная форма прилагательных, местоимений и наречий . . 191 § 6. Снятие первоначального варианта . ...... 193 1. Снятие первоначального варианта местоимения .... — 2. Снятие первоначального варианта прилагательного . . . 194 3. Другие случаи .......... — § 7. Антиципация слов ......: : : 196 1. Антиципация существительных........ — 2. Антиципация других частей речи....... 198 § 8. Отдельные случаи Цена: 200руб. |
||||