Психологическое направление в русском литературове - Осьмаков Н. В М.: Просвещение, 1981.— 160 с. | ||||
Психологическое направление в русском литературове - Осьмаков Н. В М.: Просвещение, 1981.— 160 с.
Осьмаков Н. В. I -79 Психологическое направление в русском литературове-4 дении: Д. Н. Овсянико-КуликовСкий. Учеб. пособие по i; спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. у яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981.— 160 с. | В пособии определяется значение психологического направления для оте- i| чественной литературной науки, рассмотрены основные труды наиболее круп- ® ного его представителя, определено их современное значение. В центре внима- ^ ния — работы Д. Н. Овсянико-Куликовского о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, -^ И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом. Книга будет способствовать повышению фило- ;? логической культуры студентов. ' ВВЕДЕНИЕ Литературоведение, как и всякая наука, развивается в борении различных, иногда прямо противоположных идей, мнений, опенок. На протяжении многих десятилетий в литературоведении сменяли друг друга различные направления, со своей методологией анализа литературных явлений. Смена направлений проходила обычно в ожесточенной борьбе идей и методов. «...История идей, — писал В. И. Ленин, — есть история смены и, следовательно, борьбы идей» (т. 25, с. 112). Эти слова в полной мере относятся и к истории литературоведения. Но, пожалуй, не менее важное значение для его развития имеет преемственная связь достижений в разработке кардинальных научных проблем, полученных учеными или коллективными усилиями целых школ и направлений. В поступательном движении литературоведческой мысли важную роль играют не только аргументированные опровержения предшествующих концепций, прежних заблуждений и неверных оценок, но и бережное сохранение накопленного десятилетиями богатства ценных умозаключений, глубоких выводов, плодотворных концепций. Без такого накопления проверенных временем объективных знаний об изучаемом предмете совершенно невозможно само существование науки как таковой. Вот почему, овладевая методологией современного марксистско-ленинского литературоведения, необходимо знать не только концепции современных ученых и критиков, но и историю развития науки о литературе. Русское дореволюционное литературоведение, развиваясь вместе с общеевропейским и усваивая его лучшие традиции, поднялось до уровня действительно научного исследования языка, фольклора, литературы. Оно не только следовало методологии различных европейских школ той поры, но и отличалось национальным своеобразием в трактовке путей и средств филологических исследований. Большое значение в формировании национального своеобразия отечественного литературоведения имели литературно-критические работы русских революционных демократов, оказывавших влияние на ученых-филологов. Содержание Введение .•:..:'...................3 Глава первая. Формирование психологического направления в русском литературоведении и Д. Н. Овсянико-Куликовский . . 8 Глава вторая. Годы студенческие... Начало научной работы Д. Н. Ов- сянико-Куликовского.............18 Глава третья. Учителю подобный... Освоение методологии А. А. Потебни 28 Глава четвертая. Психология творчества и другие теоретические вопросы ...................39 Глава пятая. Книги о творчестве русских писателей-классиков ... 58 Глава шестая. «История русской интеллигенции»........78 Заключение .-.;.:..................100 Литература ;......................102 Приложение: Отрывки из работ Д. Н. Овсянико-Куликовского .... 103 Цена: 200руб. |
||||