Мысль слово метафора- К.К.Жоль Киев 1984 стр.275 | ||||
Мысль слово метафора- К.К.Жоль Киев 1984 стр.275
Монография посвящена историческому и гносеологическому рассмотрению вопросов соотношения мышления и языка. Актуальность подобных исследований подчеркивал В. И. Ленин, писавший о необходимости переноса центра тяжести в изысканиях по проблематике теории познания с критики разума на критику языка. Основной предметной областью исследования является языковое творчество в сфере семантики. В монографии описываются и сравниваются взгляды крупных мыслителей прошлого на соотношение мышления и языка, дается марксистское понимание отмеченной проблематики. Рассчитана на философов, лингвистов, психологов, а также специалистов в области наук логико-математического цикла, занимающихся проблемами семантики в связи с построением искусственных языков. ПРЕДИСЛОВИЕ В книге дается историко-гносеологический анализ соотношения мышления и языка. По этой тематике опубликовано большое количество работ как наших авторов, так и зарубежных. Чтобы избежать дублирования и внести посильную лепту в познание нового, решено было сконцентрировать основное внимание на проблемах языкового творчества в сфере семантики, в той сфере, где мы имеем дело со смыслообразующей знаковой деятельностью человека. В соответствии с этой задачей осуществлено композиционное построение текста и выбор приемов, методов исследования. Традиционный характер описания исторической эволюции того или иного вопроса обычно редко отходит от академических схем, что в большинстве случаев вполне оправданно и закономерно. При таком подходе к исследуемому материалу важную роль играет констатация фактора преемственности, а также указание на то, что в этом процессе наличествуют этапы качественных преобразований, которые не всегда сопровождаются полным заимствованием позитивных аспектов опыта, накопленного предшественниками. Эти упущения в историческом развитии принято относить к разряду «нереализованных возможностей», которые обычно исследуются ретроспективно-историческим методом. В этом методе имеются свои достоинства, но есть и недостатки. Впрочем, последние скорее следует приписывать не столько самому методу, сколько субъекту познания, который подчас забывает или вообще не учитывает эвристического момента в информации, получаемой при ретроспективно-историческом анализе. В лучшем случае подчеркиваются «догадки», «предвосхищения» авторов прошлого. Тем самым современность как бы априори выступает в качестве «верховного судьи», знающего истину в последней инстанции. Это противоречит проблемности научного познания, следовательно, методологически ошибочно. Чтобы избежать этих недостатков в данном исследовании и получить информацию, полезную при решении современных гносеологических и семантических проблем, предлагается сравнительный метод рассмотрения некоторых аспектов феномена полисемии и семантики вообще. Монография состоит из двух частей, каждая из которых включает несколько глав. В первой части рассматриваются и сравниваются древ- ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие............... 3 Введение................ 5 Часть 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПО ВОПРОСУ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ЗНАЧЕНИЙ ЯЗЫКОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ... 10 Глава 1. Характер и результаты познавательной рефлексии по поводу мышления и языка в классических учениях древности............10 Вводные замечания (10). Негативные черты платоновского идеализма в оценке познавательных возможностей языка. Противопоставление мышления и языка, покоя и движения (12). Вопросы семантики и онтологии в аристотелевском учении о метафоре (20). Специфика семантической теории в связи с учением о «дхвани» в древней Индии (30). Иероглифическое письмо и семантическая проблематика в древнем Китае. Роль символа и символики в познании (35). Заключение (47). Глава 2. Из истории европейской риторики со времен ее зарождения. Философская и семантическая ценность опыта риторических исследований......50 Вводные замечания (30). Становление древнегреческой риторики (51). Аристотель и риторика (53). Психологизм риторических учений эллинизма (54). Общая характеристика античной риторики (58). Средневековая культура и риторика (62). Риторическая проблематика в контексте средневековой философии (68). Новый взгляд на метафору. Дж. Вико и его идея языкового мифотворчества (84). Риторика XIX в. (87). Предпосылки и развитие идей неориторики в XX-в. (89). Заключение (105). Глава 3. Проблема соотношения мышления и языка в трудах Г. В. Лейбница, И. Канта, Ф. В. Шеллинга и Г. Фреге 108 Вводные замечания (108). Лейбницевская философия языка как предтеча современных философско-семантических теорий (109). Кантовская «фило- 300 софия аналогии» и шеллинговский метод конструирования. Символ, метафора, модель (122). Фрегевская семантика и ее основополагающее значение для семантических теорий XX в. (144). Заключение (160). Часть 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА: СЕМАНТИКА И ГНОСЕОЛОГИЯ, СЕМАНТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ .... 163 Глава 1. Философия и ее отношение к кардинальным вопросам лингвистической науки........163 Вводные замечания (163). Дистинкция «язык—речь» с гносеологической точки зрения (166). Понятие эксперимента в науке о языке. Витгенштей-новская «философия лингвистического эксперимента» (193). Значение понятия «деятельность» в, системе современного языкознания. Остинов-ская теория «речевых актов» (210). Заключение (220). Глава 2. Семантическая тематика в марксистской гносеологии 222 Вводные замечания (222). Интерпретация языка в контексте марксистского учения о сознании и мышлении (223). Соотношение значений и понятий с точки зрения их образования и функционирования (240). Проблема континуального и дискретного в семантическом и концептуальном развитии (255). Заключение (272). Примечания...............275 Summary................298 Цена: 200руб. |
||||