Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Художественный язык средневековья-сборник Москва 1982 стр.270
Художественный язык средневековья-сборник Москва 1982 стр.270


ОТ РЕДАКТОРА
В литературе, посвященной культуре минувших эпох, к сожалению, не часто встречаются работы, в которых пристально исследовалась бы «фактура» художественного письма, освещались бы лаборатория мысли и эстетические средства, использованные при создании произведений изобразительного и словесного искусства. Между тем проникновение в существо творчества мастеров прошлого возможно только при соблюдении упомянутых условий. В особенности это касается такой эпохи, как средневековье, поскольку эстетические и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались тогда художники, лишь с трудом могут быть поняты представителями иной культуры, столь своеобразен был художественный язык средневековья.
Под «художественным языком» этой эпохи авторы статей настоящего сборника понимают всю совокупность средств чувственно-понятийного освоения действительности. Художественный язык средних веков может быть прослежен как в области изобразительного и словесного искусства, так и в иных областях, имеющих дело со знаковыми системами,— в религиозно-магической деятельности, в политической идеологии, в ремесленном производстве. Те сферы человеческой практики, которые в более позднюю эпоху обособились и разошлись, в средние века находились до известной степени в слитном состоянии, более непосредственно переходили одна в другую, и, следовательно, во всех них анализ может обнаружить принципы моделирования мира человеком той эпохи.
Авторов статей объединяет стремление с разных сторон рассмотреть проблемы средневековой эстетической практики и знаковой деятельности. В центре внимания — характерные черты восприятия действительности, философского и практического овладения ею в средние века. Особенности художественного видения мира средневекового человека-творца изучаются на материале изобразительного искусства, литературы, языка, философской мысли, ремес-па. Сотрудничество представителей ряда специальностей — историков, археологов, литературоведов, искусствоведов, лингвистов — делает возможным комплексный подход к проблеме многообразия и единства художественной практики средневековья. Статьи посвящены изучению культуры Западной Европы, Византии, средневековой Руси. Темы статей — «смеховая культура» в отражении ми-
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора 3
. В. П. Даркевич Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей 5
Д. Э. Харитонович Средневековый мастер и его представления о вещи 24
М. Л. Андреев Трагедия Альбертино Муссато «Эцеринида» 40
Е. А. Гиревич Парная формула в эддической поэзии. Опыт анализа 61
Ю. Л. Бессмертный
Мир глазами знатной женщины IX века (К изучению мировосприятия каролингской знати) 83
В. М. Живов
«Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа 108
Е. В. Смирнщкая
К'вопросу о стилистических принципах средневекового зооморфного орнамента (На материале древнерусских серебряных наручей) 123
В. Я- Петру хин Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция 143
Б. И. Берман
Читатель жития 159
(Агиографический канон русскою средневековья и традиция его восприятия)
М. Б. Плюханова О некоторых чертах личностного сознания
в России XVII в. 184
Б. А. Успенский Царь и самозванец: самозванчество в России
как культурно-исторический феномен 201
Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский Отзвуки концепции «Москва — третий Рим»
в идеологии Петра Первого 236
(К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)
Е. М. Мелетинский Средневековый роман. Вопросы типологии 250
О. А. Смирнщкая
Метрические единицы аллитерационного стиха К проблеме языка германской эпической поэзии) 266

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz