Художественный язык средневековья-сборник Москва 1982 стр.270 | ||||
Художественный язык средневековья-сборник Москва 1982 стр.270
ОТ РЕДАКТОРА В литературе, посвященной культуре минувших эпох, к сожалению, не часто встречаются работы, в которых пристально исследовалась бы «фактура» художественного письма, освещались бы лаборатория мысли и эстетические средства, использованные при создании произведений изобразительного и словесного искусства. Между тем проникновение в существо творчества мастеров прошлого возможно только при соблюдении упомянутых условий. В особенности это касается такой эпохи, как средневековье, поскольку эстетические и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались тогда художники, лишь с трудом могут быть поняты представителями иной культуры, столь своеобразен был художественный язык средневековья. Под «художественным языком» этой эпохи авторы статей настоящего сборника понимают всю совокупность средств чувственно-понятийного освоения действительности. Художественный язык средних веков может быть прослежен как в области изобразительного и словесного искусства, так и в иных областях, имеющих дело со знаковыми системами,— в религиозно-магической деятельности, в политической идеологии, в ремесленном производстве. Те сферы человеческой практики, которые в более позднюю эпоху обособились и разошлись, в средние века находились до известной степени в слитном состоянии, более непосредственно переходили одна в другую, и, следовательно, во всех них анализ может обнаружить принципы моделирования мира человеком той эпохи. Авторов статей объединяет стремление с разных сторон рассмотреть проблемы средневековой эстетической практики и знаковой деятельности. В центре внимания — характерные черты восприятия действительности, философского и практического овладения ею в средние века. Особенности художественного видения мира средневекового человека-творца изучаются на материале изобразительного искусства, литературы, языка, философской мысли, ремес-па. Сотрудничество представителей ряда специальностей — историков, археологов, литературоведов, искусствоведов, лингвистов — делает возможным комплексный подход к проблеме многообразия и единства художественной практики средневековья. Статьи посвящены изучению культуры Западной Европы, Византии, средневековой Руси. Темы статей — «смеховая культура» в отражении ми- СОДЕРЖАНИЕ От редактора 3 . В. П. Даркевич Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей 5 Д. Э. Харитонович Средневековый мастер и его представления о вещи 24 М. Л. Андреев Трагедия Альбертино Муссато «Эцеринида» 40 Е. А. Гиревич Парная формула в эддической поэзии. Опыт анализа 61 Ю. Л. Бессмертный Мир глазами знатной женщины IX века (К изучению мировосприятия каролингской знати) 83 В. М. Живов «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа 108 Е. В. Смирнщкая К'вопросу о стилистических принципах средневекового зооморфного орнамента (На материале древнерусских серебряных наручей) 123 В. Я- Петру хин Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция 143 Б. И. Берман Читатель жития 159 (Агиографический канон русскою средневековья и традиция его восприятия) М. Б. Плюханова О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. 184 Б. А. Успенский Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен 201 Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого 236 (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) Е. М. Мелетинский Средневековый роман. Вопросы типологии 250 О. А. Смирнщкая Метрические единицы аллитерационного стиха К проблеме языка германской эпической поэзии) 266 Цена: 300руб. |
||||