Психология литературного творчества-михаил арнаудов Москва 1970 стр.653 | ||||
Психология литературного творчества-михаил арнаудов Москва 1970 стр.653
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Предлагаемый вниманию советского читателя фундаментальный труд известного болгарского ученого академика Михаила Арнау-дова «Психология литературного творчества» подводит своеобразный итог многолетним исследованиям автора по вопросам психологии художественного творчества и самого творческого процесса прежде всего с точки зрения личности творца художественного произведения, его опыта, его умения воспринимать и наблюдать, его творческого воображения, способности к вживанию и т. д. Раскрывая те или иные стороны творчества, автор подкрепляет свои мысли огромным фактическим материалом из области литературы, живописи, музыки. Автор широко использует для доказательства своих положений творческий опыт, личные наблюдения, заметки, дневниковые записи классиков мировой художественной литературы, в том числе и выдающихся представителей болгарской литературы. Большим достоинством настоящего издания является то, что при его подготовке он в значительной мере устранил спорные положения, идеалистические толкования отдельных авторов, обогатил и уточнил многие ключевые мысли с точки зрения более последовательного реалистического толкования творческих процессов. Автор решительно отбрасывает как расистские теории, так и идеалистические концепции Фрейда и Ломброзо о характере художественного творчества. Труд академика Михаила Арнаудова, являющийся своеобразным обзором и многосторонним исследованием художественного опыта прошлого и творческого процесса в его многогранных проявлениях, будет с интересом встречен широкими кругами творческой интеллигенции, литературоведами, искусствоведами, философами, психологами, которым он дает возможность заглянуть в творческую лабораторию корифеев мировой литературы. СОДЕРЖАНИЕ От издательства ......................... 5- К советскому читателю ...................... Т Глава I. Личность и закон .................. 9 1. Общие предпосылки .................. 9 2. Гений и человечество .................. 15 3. Наследственность .................... 24 4. Раса и культура .................... 30 5. Невроз и вырождение .................. 38 6. Творчество — это здоровье ............... 43 Глава II. Восприятия и наблюдение .............. 50 1. Художественная ценность восприятий .......... 50 2. Индивидуальные отличия ................ 58 3. Внимание и его формы ................. 63 4. Зрительные впечатления и живописный стиль ...... 68 5. Наблюдательность Бальзака, Мольера, Додэ и Мопассана . . 76 Глава III. Аффекты и вживание ............... 88 1. Эмоциональная жизнь и выразительные движения .... 88 2. Личный опыт и вживание ................ 94 3. Русские реалисты: Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев и Гончаров ...................... 101 4. Метод Вазова и Йовкова ................. 108 Глава IV. Формы опыта ................... 114 1. Характер и предпосылки памяти ............. 114 2. Долговечность воспоминаний .............. 121 3. Воспоминания и творчество ............... 127 4. Дневники и записные книжки .............. 134 5. Косвенный опыт и документирование .......... 141 6. Антиципация ...................... 156 7. Субъективные и объективные поэты ........... 168 Глава V. От переживания к творчеству ............ 180 1. Внутреннее освобождение ................ 1°0 2. Наслаждение в изображении ............... !•?* 3. Между переживанием и воссозданием .......... 203 4. Мнения и самонаблюдения поэтов ............ 20» 5. Возможности для импровизации ............. ^** 652 Глава VI. Воображение.................... 220 1. Воображение и память................. 220 2. Сказочное воображение................. 224 3. Одухотворение..................... 231 4. Романтическое восприятие природы........... 240 5. Вживание ....................... 248 6. Галлюцинация..................... 257 Глава VII. Воображение (продолжение)............ 268 1. Воображение о реальном................ 268 2. Сообразование..................... 272 3. Открытие ....................... 286 4. Фантастический реализм ................ 298 5. Типичный символизм.................. 307 6. Чистый символизм................... 318 Глава VIII. Бессознательное................. 326 1. Свидетельства...................... 326 2. Психологическое объяснение .............. 331 3. Сознательные моменты творчества............ 341 4. Спонтанность в открытии................ 350 5. Безличие и демонизм.................. 362 6. Императив творчества.................. 370 7. Сонное состояние.................... 379 Глава IX. Участие разума . -................. 386 1. Разум и вкус ..................... 386 2. Теоретико-техническая подготовка............ 389 3. Обдумывание и самокритика............... 398 4. Вдохновение и разум.................. 403 5. Творчество на основе идей................ 412 6. Тезис и мораль..................... 425 Глава X. Творческий процесс................. 433 1. Замысел и настроение.................. 433 2. Музыкальное настроение................ 441 3. Ритмико-мелодические элементы............. 450 4. Первая целостная идея и ее заменяющие элементы .... 457 5. Единство до частей................... 462 Глава XI. Творческий процесс (продолжение)......... 468 1. Концентрация ..................... 468 2. Доля воображения и разума.............. 478 3. Исполнение....................... 485 4. Искусственное вдохновение............... 492 5. Методы создания.................... 496 6. Импровизация: стих и проза............... 508 7. Специальный случай.................. 515 Глава XII. Творческий процесс (продолжение)......... 521 1. Поправки: способы и возможности............ 521 2. Другие свидетельства и примеры............ 528 3. Переработки и воссоздание............... 537 4. Обновленное продуктивное состояние .......... 547 653 551 VTTT ЯчыК ПОЭЗИИ ...... 551 Глава XIII. Язык 4ЛаокооЯе»............ . 556- 1 Теория Лессинга *> «Лаокоо.............. ^ 2 Критика этой теории . . • ............ 567 3 Язык как энергия.. • • • •............. 574 4. Более новые взгляды^. ^ •.............• 580= 1- assS'MSS'' -»—......;;.. « г„..а «У. я». „»з«,(«Р..—»•«>;;;::::.... « 1 Внутреннее подражание . • ............. 603 I: SSSiSU;—' " ;...........:'- 6W , чта„«пвая живопись и сии 617 626 6 . 1ТЛШ»,..-- 3. Словесные представления..... 4. Звуковая живопись и символика............ 5. Некоторые пояснения................. 6. Русская и болгарская поэзия.............. 7. Границы языково-мелодического............. 639 8. Стилистико-языковые типы............... 646 Цена: 300руб. |
||||