Математика | ||||
Практикум по программированию на языке бейсик -Светозарова Г.И физ.-мат. лит., 1988.—368с. | ||||
Практикум по программированию на языке бейсик -Светозарова Г.И физ.-мат. лит., 1988.—368с.
Светозаров а Г.И., Me льни ков А. А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке бейсик: Учеб. пособие для вузов.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.—368с. — ISBN 5-02-013798-7. Книга предназначена для приобретения практических навыков алгоритмизации задач н программирования на языке бейсик. В ией приводятся основные приемы и методы программирования, большое число типовых алгоритмов для решения задач различных классов (в том числе «невычислительного» характера) и примеры их использования. Дается описание языка бейсик. Содержит более 500 задач из различных областей для самостоятельного решения, систематизированных в соответствии с используемыми методами и объединенных в 14 работ. Для студентов, преподавателей, инженеров, а также для начинающих изучать программирование. Табл. 9. Ил. 278. Библиогр. 24 назв. Рецензенты: кандидат физико-математических наук С. А. Смагин кафедра прикладной математики МЭИ СОДЕРЖАНИЕ Пргдисловие редактора ................. 5 Предисловие авторов .................. 7 Введение. Что такое ЭВМ? .............. 9 Глава '.. Введение в программирование ....... 13 1. Основные понятия программирования ....... 13 2. Понятие алгоритма ................ 18 3. Основные структуры алгоритмов. Понятие о структур- ном подходе к разработке алгоритмов ...... 25 Упражнения ... ................. 28 Глава 2. Основные приемы программирования ..... 37 1. Организация циклов ............... 37 2. Типы ошибок в программе. Исправление ошибок 42 3. Составление программ с использованием ввода данных 46 4. Порядок решения задач с использованием ЭВМ ... 49 5. Составление программ разветвляющейся структуры. Контроль ввода данных .............. 53 6. Составление программ для обработки потока данных 58 7. Этапы решения задачи на ЭВМ. Некоторые практиче- ские рекомендации по разработке и отладке программ 60 Глава 3. Описание языка бейсик ........... 65 1. Общая характеристика алгоритмического языка бейсик ...................... 65 2. Символы языка бейсик .............. 66 3. Простейшие конструкции языка ......... 67 3.1. Числа (67). 3.2. Переменные (68). 3.3. Стандартные функции (68). 3.4. Арифметические выражения (69). 4. Основные операторы бейсика ........... 70 4.1. Оператор присваивания (70). 4.2. Оператор безусловного перехода (70). 4.3. Условные операторы (70). 4.4. Операторы STOP* и END 4'5' Операт°Р"комментаРии (73>- 4-6- Операторы 5. Операторы ввода/вывода ............. 75 REAB' DATA (74). 5.2. Оператор RESTORE л ператор INPUT (76). 5.4. Оператор PRINT (77). 5.5 Оператор PRINT USING (79). 5.6. Использование функции TAB в операторе PRINT (81). 6. Символьные переменные ............ 82 7. Массивы .............. .....'. 86 8. Матричные операторы !.'.'. . ...... . . 92 У- Подпрограммы . ............... \ 95 10. Определение нестандартных функций оператором DEF FN ................ .... 9f 11. Вычисляемые переходы. Операторы ON ..... 10J 12. Ввод, исправление, выполнение программы. Работа J, за дисплеем .................. Ш 12.1. Ввод и выполнение программы (102). 12.2. Исправление программы (103). 12.3. Просмотр программы на экране. Очистка ! па.мяти. Задание имени программы (104). 12.4. Клавишные команды (105). 12.5. Режим непосредственного исполнения и^его использование при отладке программ (106). 13. Работа с внешними устройствами ........ 101 13.1. Использование печатающего устройства (107). 13.2. Использование внешних запоминающих устройств (109). 14. Специальные приемы разработки и организации про- . грамм сложной структуры ........... . 1J] 14.1. Методы разработки программ (115). 14.2. Команда APPEND (116). 14.3. Оператор COMMON (11T). 14.4. Оператор CHAIN (117). 14.5. Оператор OVERLAY (117). . ' Глава 4. Основы программирования на бейсике . . . . . 12 Работа 1. Простейшие программы линейной структуры. | Режим непосредственного исполнения. Программ- * ный режим .................. 2! Работа 2. Простейшие программы циклической структуры 21 Работа 3. Ввод данных. Разветвления. Циклы и разветв- \ ления .................... 3> Работа 4. Простейшие алгоритмы обработки массивов ... 41 Работа 5. Использование подпрограмм и функций .... 61 Работа 6. Использование вычислительных методов .... 19J Работа 7. Вывод результатов в виде графиков, таблиц, ги- ; стограмм. Построение геометрических фигур 2Й Работа 8. Решение задач с использованием массивов ... 23 Работа 9. Обработка текстовых данных ........ . 26 Работа 10. Простейшие приемы работы с внешними устрой- ствами .................... 28 Глава 5. Практика программирования на бейсике ... 30 Работа 11. Специальные приемы работы с целыми числами 30 Работа 12. Программирование игр ........... 32 Работа 18. Разработка и выполнение программ сложной структуры с использованием внешних устройств 33 Дополнительные задачи .............. . 35 Список алгоритмов ................... 35 Приложение 1. Символы бейсика в порядке старшинства и их семиразрядные восьмерич- ные коды .............. 36 Приложение 2. Служебные слова и сокращения ... 36 Приложение 3. Работа на бейсике на ЭВМ серии СМ в системе ОС РВ .......... 36 Приложение 4. Работа на бейсике на ЭВМ серии «Элек- троника» в системе ФОБОС (ФОДОС) 36 Приложение 5. Сообщения об ошибках ...... 36 Приложение, 6. Команды бейсика ......... 36 Список литературы ................... 36 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Постоянно возрастающая роль вычислительной техники в различных областях деятельности человека вызывает все большую необходимость широкой подготовки всех оканчивающих вуз специалистов в области программирования и использования ЭВМ как средства для решения возникающих на практике задач. Современное применение ЭВМ в значительной степени связано с мини-, микро- и персональными ЭВМ и ориентировано на решение задач невычислительного характера. Однако учебные пособия, обеспечивающие подготовку студентов в этом направлении, практически отсутствуют. Предлагаемый практикум восполняет имеющийся пробел. Практикум предназначен для начального изучения программирования студентами вузов различного профиля. В нем рассматриваются все аспекты подготовки и решения задачи на ЭВМ, включая методы формализации задач, приемы алгоритмизации, методы разработки программ, рекомендации по отладке и тестированию. На основании анализа большого числа практических задач авторами были выделены и систематизированы типовые алгоритмы и приемы решения различных классов задач. Для многих классов задач это сделано впервые. Последовательность и форма изложения методически глубоко продуманы и обеспечивают постепенное и последовательное усвоение материала. Большое число наглядных, хорошо подобранных примеров облегчает восприятие. Для самостоятельного выполнения предлагаются интересные задачи (всего более 500) из различных областей, 5 Цена: 200руб. |
||||