Математика | ||||
Сколько лет кино-Манана Андроникова Москва 1968 стр.150 | ||||
Сколько лет кино-Манана Андроникова Москва 1968 стр.150
вместо предисловия Когда родился кинематограф? Почти все ответят на этот вопрос одинаково: — 28 декабря 1895 года — в день, когда в подвальчике «Гран кафе» на парижском бульваре Капуцинок был устроен публичный киносеанс и зрители впервые увидели на экране движущуюся фотографию, спроецированную на полотно аппаратом братьев Люмьер. Правильно. Кино как техническое изобретение вошло в жизнь человечества на исходе девятнадцатого века и уже через три десятилетия после дня рождения успело стать великим искусством, занять в сознании человечества равноправное место с литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, существующими тысячелетия. Но произойти это могло лишь потому, что предчувствие движущегося и звучащего изображения возникло за много веков до технического изобретения кинематографа и его художественные принципы рождались и столетиями зрели в недрах старших искусств. — Кино — это видимая литература, — утверждают одни. — Почему же литература? Кино — искусство изобразительное, — возражают другие. — Конечно, говорящая живопись, — уточняют третьи. —-Причем же тут живопись?—удивляются четвертые.— Ведь на экране движется фотография. — Да, действительно, зрительный первоэлемент кино — фотография. Но слово... Такой спор возникает постоянно, как только речь заходит об истоках кино. Принято думать, что по сущности своей кино больше всего связано с литературой. В самом деле, и при чтении книги и при восприятии фильма перед нами возникают зрительно-словесные образы, движется цепь событий. Однако при чтении книги в сознании читателя рождаются образы умозрительные, обусловленные силой воображения, жизненным и художественным опытом каждого, а зрителям в темном зале показывают киноленту, на которой зафиксированы образы реально видимые. Они, конечно, могут вызывать разное к себе отношение, но они однозначны в своей конкретно-зрительной сущности. Может быть, кинематограф больше всего похож на театр? Похож. Но театральное действие происходит в реальном трехмерном пространстве. А действие кинематографическое предстает перед зрителем на прямоугольной плоскости экрана. Это уже не действие, а изображение действия. И в этом смысле кино ближе всего по природе своей к искусствам изобразительным. Что же касается слова, то оно вовсе не чуждо пластическому искусству: можно ли назвать хотя бы одно изображение, которое воспринималось бы без соотнесения его со смыслом, выраженном в сопровождающем слове, — без имени изображенного, без подписи, надписи,текста? Вопрос о кровной связи кино с пластическими искусствами до сих пор систематически еще не изучался, но к этой проблеме неоднократно обращался крупнейший художник и теоретик нашей эпохи Сергей Михайлович Эйзенштейн. Он считал, что кинематограф — это часть системы развития живописи, часть ее истории '. Эта книга о том, как в недрах одного изобразительного искусства созревает и рождается другое, о том, как искусства сосуществуют, обогащая друг друга. Мы рассмотрим и сравним картины, гравюры, скульптуры, фотографии прославленных и безвестных художников далекого и недавнего прошлого, проанализируем фильмы —немые и звуковые, выясним основные принципы телевизионного изображения, чтобы понять, как претворяются на экране проблемы 'С. М. Эйзенштейн, Гордость.—«Искусство кино», 1940, № 1. стр. 19. движения, времени, пространства и слова, поставленные изобразительным искусством за много веков до изобретения братьев Люмьер. В этой книге речь пойдет о пластической родословной кинематографа, о многовековых поисках изобразительных средств, способных выразить на стене, в камне, на полотне картины, на экране последовательное развитие событий во времени, способных передать движение. Мы узнаем, что проблема совмещения зрительного и словесного образа встала перед пластическим искусством задолго до изобретения кино. Мы проследим, как это происходило и к чему привело- Содержание Вместо С предисловия *-* История движущейся С камеры Предыстория О?! киноленты О vl Из кинопроектора ?5 С в эфир '-' Список Q 7 иллюстраций " Цена: 150руб. |
||||