Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

От амебы до робота-Гаазе-Рапопорт М 1987.—288с
От амебы до робота-Гаазе-Рапопорт М 1987.—288с

Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.—288с.— (Проблемы науки и технического прогресса).
Есть яи общее в поведении животных и человека? Каковы основные Процедуры, которые организуют то, что мы называем целесообразным поведением и разумным поведением? Можно ли создать схему, которая подобно дереву эволюции отражала бы постепенное усложнение форм поведения? Как наука о поведении живых организмов, включая человека, может •быть полезна при создании искусственных! систем, наделенных элементами разума? Ответы на эти вопросы — основ~' ное содержание книги, хотя и далеко его не исчерпывают. Впервые с единых позиций изложены принципы построения моделей поведений, определяемых как чисто физиологическими потребностями, так и окру1-жающей организм средой.
Для всех, кто интересуется наукой о поведении и теорией искусственного интеллекта, включая специалистов.
Табл. 4. Ил. 103. Библиогр. 164 назв.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ,........................ 5
Введение............................ 7
Глава 1. Организм и среда................ 18
§ 1.1. Поведение. Основные понятия............. 18
§ 1.2. Условия реализации поведения . ............ 22
§ 1.3. Модель системы «организм — среда»......., . . . 25
§ 1.4. Функциональные элементы для описания моделей поведения .......................... 31
Глава 2. Рефлекторное поведение и его модели....... 36
§2.1. Безусловные рефлексы................. 36
§ 2.2. Комбинация безусловных рефлексов........... 51
§ 2.3. Условные рефлексы...........,,,.,.. 73
§ 2.4. Схемы и модели, имитирующие условно-рефлекторное поведение ......................... 81
§ 2.5. Сложные виды условных рефлексов и их комбинации . . 93
Глава 3. Сложные формы поведения . . .......... ,111
§3.1. Память и поведение.................. 111
§3.2. Некоторые составляющие сложных форм поведения .... 116
§3.3. Обучающие виды поведения............... 118
§3.4. Манипуляционное поведение.............. 127
§3.5. Общественное поведение, роли, коммуникации...... 134
§3.6. Л1-автоматы...................... 141
§ 3.7. Программа «Животное»................. 152
§3.8. Гиромат........................ 158
Глава 4. Модели индивидуального поведения человека . . . 169
§4.1. Концептуальные условия..........-...... 169
§ 4.2. Типология поведения.................. 177
§ 4.3. Описание поступка................... 182
§ 4.4. Фреймы поступков и классификация.......... 192
§ 4.5. Модель поступка.......:............ 203
§ 4.6. Модели личности.................... 214
Глава 5. Моделирование типов поведения человека..... 225
§5.1. Ритуальное поведение................. 225
§5.2. Подражательное поведение............... 237
§ 5.3. Ролевое поведение................... 242
§ 5.4. Ситуационное поведение................. 250
Послесловие......................... 254
Комментарии.......................... 267
Список литературы..................... 272
Именной указатель...................... 279
Предметный указатель................... 281
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга была задумана нами около двадцати лет назад. Гуляя по улицам Паланги, мы с жаром обсуждали план будущей книги. В какой-то момент перед нами возник вопрос о том, что мы понимаем под поведением. В бесплодных попытках определения этого понятия мы потеряли немало времени. Мы никак не приближались к согласованному мнению, а скорее удалялись от него. В конце концов каждый из нас пришел к мысли о том, что наши представления о поведении настолько различны, что вряд ли мы сумеем написать книгу.
В течение последующих лет время от времени мы снова возвращались к разговору о книге, к обсуждению того, что следует понимать под поведением и моделями поведения. Мы даже пробовали что-то писать, но снова наталкивались на то, что нам не удается дать даже рабочее определение этих понятий.
И только тогда, когда, готовясь прочитать курс лекций по моделям поведения и ознакомившись с кучей книг других авторов, мы собрали коллекцию определений того, что называется поведением, мы поняли, что никакого единого, устраивающего всех определения просто не существует. Каждый специалист вкладывает в это понятие свой собственный смысл. Биолог и психолог мыслят здесь неодинаково. Физиолог готов называть поведением такие процессы, которые социолог никогда к таковым не причисляет. Кибернетики трактуют поведение значительно более широко, чем этологи.
По-видимому, такое положение не случайно. Поведение оказывается характерным примером- объекта междисциплинарного исследования, а следовательно, понятие поведения трансформируется в зависимости от того, какой специалист и под каким углом зрения исследует процессы, к которым прилагается это понятие.
В прочитанных нами лекциях таким углом зрения являлось рассмотрение поведения в связи с исследованиями в области искусственного интеллекта.
5

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz