Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

психолингвистические проблемы семантики-Москва 1983 стр.284
психолингвистические проблемы семантики-Москва 1983 стр.284


Книга посвящена проблемам психолингвистического анализа семантики. Рассматриваются различные аспекты проблемы семантики: единицы семантики, методы анализа семантики, семантика высказывания и текста. Специально выделяются философские проблемы психолингвистического анализа семантики и формы существования значения. Работа предназначена для лингвистов широкого профиля: общих языковедов, специалистов в области теории грамматики, по смежным проблемам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Понятие «значение», выступающее как одно из основных не только в рамках лингвистики, но и в других науках о человеке — семиотике, психологии и т. д., в современной науке не определено с достаточной четкостью., Неопределённость этого понятия оказывается особенно ощутимой в связи с психолингвистическим подходом к значению, который диктуется современным состоянием лингвистики. Вместе с тем осознается необходимость такого анализа понятия «значение», который предполагал бы рассмотрение его в рамках не одной конкретной науки и не одной научной области.
Прежде чем уточнять место значения в системе категорий лингвистики, семиотики, психологии и других наук, необходимо раскрыть его как часть предмета каждой из этих наук, и в частности — психолингвистики. Особенность психолингвистического анализа значения состоит в приложении экспериментальных методов исследования к эмпирическому материалу. Однако для этого необходимо раскрыть природу значения, факторы его возникновения и развития в речевой деятельности, способ его функционирования в системе социальной деятельности человека.
Психолингвистический анализ семантики определяет интерес к «пересечению» явлений внутренне языковых и внешних по отношению к языку, а следовательно — к носителю значения, к человеку. Отметим, что задача книги состояла не столько, в том, чтобы разрешить все возникшие при таком «пересечении» проблемы, сколько в том, чтобы их поставить •— и поставить максимально широко. Этим объясняется и наличие в книге довольно большого числа обзорных материалов, и представление широкого круга областей, в которых ярко проявляется действие того, что называют словом «значение». Авторы книги понимают значение по-разному (но не противоречиво!): как^ Ъбласть идеального в знаках, как область, ограниченную пределами цепочки «смысл -1" текст», как область отношений _з_нака и объекта, как область^ определённую отражением предметных отношений. Йам представляется, что эти различия не помешали выражению общей концепции: деятельностного подхода к проблеме значения, рассмотрения значения в разных аспектах и его анализа специфическими психолингвистическими методами.
Первая часть монографии «Общие вопросы. Методы» посвящена обсуждению теоретических проблем семантики, а также
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.........., , . , , 3
Часть первая
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. МЕТОДЫ Глава 1
/Рормы существования значения (А. А. Леонтьев) .... 5
Значение как общенаучная категория ........ —•
Природа и формы существования значения...... 7
Топология и метрика значений ......... 16
. Формы существования значения и виды деятельности . . . 18 Глава 2
Философские проблемы психолингвистической семантики {Е.Ф.Тарасов) ...............20
Глава -3
Психолицгвистичсские методы изучения семантики (Р. М. Фрум-
кина).................46
Теоретические предпосылки . . -........47
Экспериментальное изучение смысловых отношений в группе слов-цветообозначений...... . . ... . 69
, Глава 4 -
Понятие речевой способности и психолингвистическое изучение семантики (Б. А. Ермолаев) . ... . . . . . . 86
Часть вторая
ЛЕКСИКОН Глава 5 .
К проблеме отбора материала для лексвко-семантического оно? •саяия группы- слов (А. П. Василевич) .......... 97
Источник-1: данные толковых словарей.....* . . 100
Источник-2: данные анализа письменных текстов . . . . 102 Источнжк-3: экспериментальные данные.......™**
•Глава 6
•Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка
(В.Н.Гридин) . . . , '..........ИЗ
Глава 7 .
Синестезия и звукосимволизм (С. б. Воронин).....120
Пути , сенсорного взаимодействия.........—
Виды сенсорного взаимодействия........ . 124
Синестезия............... 125
Синестемия и- звукосимволизм....... . . , 127
Глава 8
Проблема связи «знак — представление» • в психолингвистическом эксперименте (И. Н. Горелов)......... 131
Условия предъявления материала и методика обработки результатов ............ . . . . . 134
Мотивированная форма знака и представление ..... 136
Глава 9
Опыт экспериментального исследования развития словесного
значения (Н. В. Уфимцева).......... . 140
Ассоциативный эксперимент . . . . . ... . . . 150
* Эксперимент на группировку слов .'.......166
Эксперимент на определение значения слов......172
Часть третья
ОНТОГЕНЕЗ СЕМАНТИКИ Глава 10
Семантический компонент языковой способности (А. М. Шах-нарович) . ..............181
Глава 11
Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования (А. М. Шахнарович) . . . 190
Глава 12
Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского (Т. В. Ахутина и Т. Н. Наумова) . . . 196
Глава 13
Метатезис в детской речи и его аспекты в общей теории языка
(П.Т.Тюрин)................209
Часть четвертая КОММУНИКАЦИЯ И ТЕКСТ Глава 14
Семантические проблемы лингвистического исследования коммуникации (К. Мент) .'............ 221
Некоторые основные понятия, используемые для анализа актов прямой межличностной коммуникации...... 222
Коммуникативный акт как основная единица коммуникации 222
Классы коммуникативных актов........ 223
Коммуникативная деятельность и коммуникативное дей-
• ствие ............... 225
Общее имплицитное знание о действиях . . , . . . 226
Компоненты значения предложения....... 228
Анализ классов действительно совершившихся коммуникативных актов с учетом семантического аспекта . . . . . . 229
Общая характеристика............ 229
Анализ функций ролевых высказываний при решении
практических задач (К. Менг)........ 231
284
Семантический аспект анализа объективной целевой структуры классов языковой коммуникативной деятельности . . . 236
Общая характеристика . . . .......236
Анализ семантического аспекта материально обусловленной объективной целевой структуры (Б. Крафт) . . . 238
Глава 15
Применение понятий «номинатор» и «оператор» к анализу текста как сложного знака (семантический анализ одной из притч Лю Баньнуна^ (Ю. А. Сорокин)........ .241
Глава 16 --
Роль информантов в процессе семантических исследований
(О.Н.Селиверстова) ..........•. 256
Литература............... 268

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz