психолингвистические проблемы семантики-Москва 1983 стр.284 | ||||
психолингвистические проблемы семантики-Москва 1983 стр.284
Книга посвящена проблемам психолингвистического анализа семантики. Рассматриваются различные аспекты проблемы семантики: единицы семантики, методы анализа семантики, семантика высказывания и текста. Специально выделяются философские проблемы психолингвистического анализа семантики и формы существования значения. Работа предназначена для лингвистов широкого профиля: общих языковедов, специалистов в области теории грамматики, по смежным проблемам. ПРЕДИСЛОВИЕ Понятие «значение», выступающее как одно из основных не только в рамках лингвистики, но и в других науках о человеке — семиотике, психологии и т. д., в современной науке не определено с достаточной четкостью., Неопределённость этого понятия оказывается особенно ощутимой в связи с психолингвистическим подходом к значению, который диктуется современным состоянием лингвистики. Вместе с тем осознается необходимость такого анализа понятия «значение», который предполагал бы рассмотрение его в рамках не одной конкретной науки и не одной научной области. Прежде чем уточнять место значения в системе категорий лингвистики, семиотики, психологии и других наук, необходимо раскрыть его как часть предмета каждой из этих наук, и в частности — психолингвистики. Особенность психолингвистического анализа значения состоит в приложении экспериментальных методов исследования к эмпирическому материалу. Однако для этого необходимо раскрыть природу значения, факторы его возникновения и развития в речевой деятельности, способ его функционирования в системе социальной деятельности человека. Психолингвистический анализ семантики определяет интерес к «пересечению» явлений внутренне языковых и внешних по отношению к языку, а следовательно — к носителю значения, к человеку. Отметим, что задача книги состояла не столько, в том, чтобы разрешить все возникшие при таком «пересечении» проблемы, сколько в том, чтобы их поставить •— и поставить максимально широко. Этим объясняется и наличие в книге довольно большого числа обзорных материалов, и представление широкого круга областей, в которых ярко проявляется действие того, что называют словом «значение». Авторы книги понимают значение по-разному (но не противоречиво!): как^ Ъбласть идеального в знаках, как область, ограниченную пределами цепочки «смысл -1" текст», как область отношений _з_нака и объекта, как область^ определённую отражением предметных отношений. Йам представляется, что эти различия не помешали выражению общей концепции: деятельностного подхода к проблеме значения, рассмотрения значения в разных аспектах и его анализа специфическими психолингвистическими методами. Первая часть монографии «Общие вопросы. Методы» посвящена обсуждению теоретических проблем семантики, а также СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.........., , . , , 3 Часть первая ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. МЕТОДЫ Глава 1 /Рормы существования значения (А. А. Леонтьев) .... 5 Значение как общенаучная категория ........ —• Природа и формы существования значения...... 7 Топология и метрика значений ......... 16 . Формы существования значения и виды деятельности . . . 18 Глава 2 Философские проблемы психолингвистической семантики {Е.Ф.Тарасов) ...............20 Глава -3 Психолицгвистичсские методы изучения семантики (Р. М. Фрум- кина).................46 Теоретические предпосылки . . -........47 Экспериментальное изучение смысловых отношений в группе слов-цветообозначений...... . . ... . 69 , Глава 4 - Понятие речевой способности и психолингвистическое изучение семантики (Б. А. Ермолаев) . ... . . . . . . 86 Часть вторая ЛЕКСИКОН Глава 5 . К проблеме отбора материала для лексвко-семантического оно? •саяия группы- слов (А. П. Василевич) .......... 97 Источник-1: данные толковых словарей.....* . . 100 Источник-2: данные анализа письменных текстов . . . . 102 Источнжк-3: экспериментальные данные.......™** •Глава 6 •Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка (В.Н.Гридин) . . . , '..........ИЗ Глава 7 . Синестезия и звукосимволизм (С. б. Воронин).....120 Пути , сенсорного взаимодействия.........— Виды сенсорного взаимодействия........ . 124 Синестезия............... 125 Синестемия и- звукосимволизм....... . . , 127 Глава 8 Проблема связи «знак — представление» • в психолингвистическом эксперименте (И. Н. Горелов)......... 131 Условия предъявления материала и методика обработки результатов ............ . . . . . 134 Мотивированная форма знака и представление ..... 136 Глава 9 Опыт экспериментального исследования развития словесного значения (Н. В. Уфимцева).......... . 140 Ассоциативный эксперимент . . . . . ... . . . 150 * Эксперимент на группировку слов .'.......166 Эксперимент на определение значения слов......172 Часть третья ОНТОГЕНЕЗ СЕМАНТИКИ Глава 10 Семантический компонент языковой способности (А. М. Шах-нарович) . ..............181 Глава 11 Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования (А. М. Шахнарович) . . . 190 Глава 12 Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского (Т. В. Ахутина и Т. Н. Наумова) . . . 196 Глава 13 Метатезис в детской речи и его аспекты в общей теории языка (П.Т.Тюрин)................209 Часть четвертая КОММУНИКАЦИЯ И ТЕКСТ Глава 14 Семантические проблемы лингвистического исследования коммуникации (К. Мент) .'............ 221 Некоторые основные понятия, используемые для анализа актов прямой межличностной коммуникации...... 222 Коммуникативный акт как основная единица коммуникации 222 Классы коммуникативных актов........ 223 Коммуникативная деятельность и коммуникативное дей- • ствие ............... 225 Общее имплицитное знание о действиях . . , . . . 226 Компоненты значения предложения....... 228 Анализ классов действительно совершившихся коммуникативных актов с учетом семантического аспекта . . . . . . 229 Общая характеристика............ 229 Анализ функций ролевых высказываний при решении практических задач (К. Менг)........ 231 284 Семантический аспект анализа объективной целевой структуры классов языковой коммуникативной деятельности . . . 236 Общая характеристика . . . .......236 Анализ семантического аспекта материально обусловленной объективной целевой структуры (Б. Крафт) . . . 238 Глава 15 Применение понятий «номинатор» и «оператор» к анализу текста как сложного знака (семантический анализ одной из притч Лю Баньнуна^ (Ю. А. Сорокин)........ .241 Глава 16 -- Роль информантов в процессе семантических исследований (О.Н.Селиверстова) ..........•. 256 Литература............... 268 Цена: 300руб. |
||||