Образ в русской художественной культуре.— Гачев Г М.: Искусство, 1981.—247 с. | ||||
Образ в русской художественной культуре.— Гачев Г М.: Искусство, 1981.—247 с.
ОТ АВТОРА Эстетические и теоретико-литературные исследования, входящие в настоящую книгу, одушевлены идеей исторической поэтики: категории искусства и литературы давать не в статических их признаках и определениях, а в становлении их содержания и формы в ходе исторического развития. Философской опорой такого подхода является диа-лектико-материалистический принцип единства исторического и логического, согласно которому истинная теория явления развертывается как его история, а последовательность в описании составляющих его элементов отвечает последовательности их исторического происхождения. Предполагается тем самым, что явления духовной культуры при их взаимовлиянии и определяющей связи с производством и общественно-историческими условиями своего времени имеют относительную самостоятельность и внутреннюю логику своего развития, что позволяет рассматривать их в ряду собственных проблем и специфических форм. Отыскание внутренних закономерностей развития литературы и искусства и явилось пафосом созданного в Институте мировой литературы им. AT M. Горького Академии наук СССР трехтомного издания «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (М., 1962—1965), одним из участников которого был автор настоящей книги и в кругу идей которого она рождалась '. 1 Настоящее издание является продолжением нашей книги «Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I» (M., 1972), задуманной как панорама мировой литературы, просмотренная через теорию и историю художественного образа. 3 Гачев Г. Образ в русской художественной культуре.— М.: Искусство, 1981.—247 с. В книге исследуется национально-историческое своеобразие русской художественной культуры. Основные разделы книги посвящены выяснению особого характера русской литературы XIX века как самого значительного явления в духовной жизни России того времени и раскрытию качественного обновления художественной культуры прошлого в искусстве социалистического реализма. Книга предназначена как специалистам в области русской художественной культуры, так и широкому кругу читателей. 70202-158 ББК. 83+85 r*81 460301010° *+7 СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРА................ 3 Идея исторической поэтики. Принцип единства исторического и логического. Структура художественного образа и тип отношений между личностью и обществом. Обобщенный историзм. ОБРЛЗ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. Русская литература XIX века — более чем художественная литература: она — универсальная форма общественного сознания. 2. Полярности и зияния русской жизни, отсутствие опосредовании — почва трудная для логической мысли и благоприятная для литературного художественного образа. Образ в фольклоре и в древнерусском искусстве (13). ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК. . ........ . 20 Век действования. Эпоха Петра I — национальная эпическая эпоха. Образ Петра. Петербург как художественное произведение. Пластичность литературного образа. Живописание посредством звуков. Вещное слово поэзии. Гоголь о Державине. Эпический характер оды. Категория возвышенного. ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК Раздел первый. Теория образа....... 37 Анализ стихотворений Пушкина о поэте-пророке и «черни» и теория «гения» в западноевропейском романтизме (37). Национальная самокритика у Чаадаева. Ренессанс-на Западе и в России. Особенности русской ренессансной личности. Рыцарственность. Аристократы и разночинцы. Герой Достоевского. Амплитуда характера: титанизм — и- инфантильность. Почему «критический» реализм? (41). Раздельность теоретического и практического разума в западноевропейском Просвещении и тяготение русских мыслителей к слитности мысли и дела. Радищев и Лев Толстой. Категорический императив и стиль жизни Канта — и трагедия Льва Толстого. Наивный «буквализм» в приложении теории к жизни (54). Слово-Дело. «Понятия-образы». Роль литературной критики как рассудочной грани литературного художественного образа (59). «Дистанция огромного размера» в пространстве и во времени, а также и в складе человека. Как соединить разорванное? Задача выработки собственной национальной формы мысли. Разочарование русских мыслителей в гегелевском рационализме. Соединение индивида с бесконечностью Руси в патриотизме. Белинский, Гоголь, Лермонтов, Тютчев (62). Необходимость именно литературного художественного образа для воспроизведения русской жизни в сознании. Вбирание им принципов живописи и музыки. Симфонизм мышления. «Диалектика души» и ее отличие от диалектики рассудка (79). Раздел второй. История образа....... 87 Пушкин — «пластика души». Категория прекрасного. Эпическая трагедия «Борис Годунов». Недоверие односторонней субъективности. Лепка мира и человека в «Евгении Онегине», «На краю» бездны (87). Критический (в кантовском смысле) период русской литературы. Сознание как самосознание. Лермонтов и становление образа типа «диалектики души». Пределы литературного художественного образа: музыка и рассудок. Тютчев (94). Первая стадия «диалектики души» — «Герой нашего времени» (102). Лермонтовско-гоголевский период русской литературы. Лермонтов — внутренний мир, лирика, музыка. Гоголь — поход на материю русской жизни, живопись, эпос. Критический реализм и почему «Мертвые души» — «поэма»? (109). 245 Самосознающий Герой и окружающая среда. Их Синтез в русском романе. Тургенев, Гончаров. «Лишние люди». Идеологическая роль женских образов и характер любви в русском романе (114). Переворот в глубинах бытия в середине XIX века. Открытие «живой жизни» в литературе. Посрамление субъективности. Распад синкретизма русской жизни и сознания и переход к собственно художественной литературе. Создание вершинных творений культуры в кризисные эпохи. Аналогия: Кант и Гегель—Достоевский и Толстой (124). Рождение гносеологической проблемы и открытие тождества субъекта и объекта. Как мыслить то, что не есть мысль? Подвиг противоречия в Толстом и Достоевском (131). Субстанция-субъект Гегеля и «живая жизнь» Толстого и Достоевского. Эстетика Чернышевского. Логика формальная, логика диалектическая и логика художественной мысли (136). Строение образа типа «диалектики души». Толстой. Анализ и синтез мира. Роман как симфония (140). ПЕРЕХОД К ДВАДЦАТОМУ ВЕКУ . ~~....... 145 1. От века думания — к веку действоваиия. Конец монополии художественной литературы в сфере общественного сознания. Самокритика русской литературы у Щедрина. «Жажда жизни» и самоотвержение в разных типах обществ. Одоление «бесконечного простора» железной дорогой, радио, ракетой (145). Распад художественной идеи крупного плана. Образ у Чехова, Красота будничной жизни и «пошлость пошлого человека». Грани чеховского образа: музыкальный лиризм — и графич-ность (156). 2. Литературно-художественная ситуация в начале XX века. Эстетическое в технике и вещах. Кино. Фантастика. Природа против отчуждения. Бунт чувственности. Фрейдизм. Детская литература. Примитив — и интеллектуальная усложненность образа (165). Эстетическое выходит из рамок искусства. Искусство и революционное движение как союзники и соперники в преодолении отчуждения (174). ОБРАЗ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ...... 180 Ситуация «начала времен» — общая для литератур народов СССР. Героико-трагический характер искусства. Вера в идеал как эстетический фундамент. Диалектика действования. Григорий Мелехов. «Как закалялась сталь» Островского и «Зависть» Олеши. Тип писателя — участника-очевидца событий. Ситуация сотворения мира. Пафос становления порядка. Сти-тийный человек —и комиссар. «Чапаев», «Оптимистическая трагедия» (181). Распахнутость жизни. Видимость во все стороны. «Конармия» Бабеля. Комическое, смех и буффонада (195). «Устный» период советской литературы. Сказовость. Устное и письменное слово (197). Опредмечивание идеала. Андрей Платонов (199). Эстетический анализ понятия «социалистический реализм» (202). Совесть и творчество. Мера (205). ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОРЬКОГО ........ 207 Сложность и единство художественного видения Горького. Преодоление отчуждения и возвращение бытия и сознания в человека. Гуманизм в пейзаже. Забастовка как карнавал (208). Равноправность факта жизни и факта сознания в структуре образа. Рассказ «Сторож». «Мука понимать непонятное» (216). Условно-автобиографическое «я» Горького и рефлектирующий герой Толстого и Достоевского. «Непрерывно растущий чело-• век» (223). Поступательное движение горьковской фразы в сравнении с фразой Толстого. Однозначность слова у Горького. Афористичность. Мозаика фрагментов. Композиция очерка «Лев Толстой» (230). Рационализм и пластика. Понимание литературы как живописания словом. Панорама, а не симфония. Пластическая музыкальность раннего Горького (как и Гоголя). Судьба элементов образа русской классической литературы в образе Горького (241). Цена: 150руб. |
||||