Языческа символика славянских архаических ритуалов-Н.Н.Велецкая Москва 1978 стр.235 | ||||
Языческа символика славянских архаических ритуалов-Н.Н.Велецкая Москва 1978 стр.235
В монографии рассматриваются архаичнейшие явления славянской обрядности, связанные с культом предков и аграрными культами. На основе сравнительно-исторического анализа данных фольклора, этнографии, мифологии, народного изобразительного искусства, средневековых, античных и древневосточных источников выявляется мировоззрение языческих славян, реконструируются формы древнеславянских и протославянских ритуалов и прослеживается трансформация их функциональной направленности и знаковой сущности. Книга представляет собой первую часть исследований славянских ритуалов. ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Гуманист XVIII столетия Ж. Н. Деменье в труде. «Esprit des usages et coutumes des differents peuples» («Дух обычаев и привычек различных народов»), в XX в. признанном заложившим основы сравнительной этнологии,! писал: «Каков бы ни был обычай, он всегда имеет причину... При изучении всех сопутствующих обстоятельств поражает тот факт, что самые невероятные обычаи имеют очедь простое объяснение: некоторые из них являются прямыми аллегориями характерных для данного общества нравственных представлений, которые мы совершенно не понимаем и которые были бы менее смешными в наших глазах, если бы мы их знали»1. Съедение умершего предка... Убийство /старика-отца... Дико и почти непристойно звучат эти фразы в наш просвещенный и жестокий, привыкший ко му век. -тк!••-. И тем не менее ужасные и жестокие обряды действительно были широко распространены в древности,: через них прошли как через одну из ступеней развития релИтт гиозных представлений, представлений о мироайании-у почти все (а скорее всего, и все) ныне существующие цивилизованные народы. .,-i ••'•• .->•••••-. XX век. Идет торжественное богослужение (католическое, православное). После него верующие подходят к чаше с красным вином, принимают из рук священнослужителя ложку этого вина, заедают просфорой: причащаются к крови и телу господнему. Итак, страшный языческий обряд в отвлеченной и облагороженной форме дожил до наших дней, вошел в христианскую праздничную 1 Век Просвещения. Москва — Париж, 1970,, с. 229. ,,,, СОДЕРЖАНИЕ Предисловие редактора ......... 5 Введение ................ 9 Языческие представления о смерти и вечно- сти 12 О ритуале проводов на «тот свет» ... 42 Устно-поэтическая традиция .... 44 Средневековые письменные источники 60 Рудименты ритуала проводов на «тот свет» в традиционной обрядности ...... 79 Календарная обрядность ...... 79 Похоронная обрядность ...... 139 Обычаи.............. 155 О связях культа предков с аграрными культами............... 163 Заключение............... 169 Список иллюстраций.......... 176 Резюме................ 202 Resume................ 208 Источники и литература....... 215 Список сокращений.......... 237 Цена: 150руб. |
||||