Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь-Черемисина Н. В. М.: Рус. яз., 1989. — 240 с | ||||
Черемисина Н. В.
6 Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рус. яз., 1989. — 240 с. ISBN 5—200—00791—7 В книге описываются ритмоинтонационные единицы русской речи, законы и правила их интонирования, характеризуется своеобразие отражения авторской интонации в тексте художественного произведения, а также излагаются методические рекомендации по использованию описанных законов и правил в процессе обучения русской интонации, выразительному чтению, лингвостилистическому анализу художественного текста на высшем этапе обучения. Во втором издании представлены дополнительные данные, относящиеся к уточнению специфики русской интонации, проблематике соотнесенности интонации со смыслом и др. Пособие предназначено для методистов и преподавателей русского языка как иностранного, для студентов филологических факультетов, а также для лиц, интересующихся вопросами преподавания русского языка как не-1 родного. ПРЕДИСЛОВИЕ Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались актеры, режиссеры, литературоведы (в частности, стиховеды), лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты) и методисты, описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи ее компонентов, указавшие пути к изучению и анализу ее фактов и решившие многие вопросы интонологии. За последние годы существенно увеличилось число специальных исследований, посвященных русской интонации, получены новые, лингвометодически перспективные результаты. Тем не менее работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что проблема интонации остается актуальной и представляет несомненный лингвистический и литературоведческий интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении. В теоретическом — для интонологии, для раскрытия на базе результатов анализа интона-ционнных структур одной из сторон проблемы системности языка, типов структур в языке, внутренних законов языка, для характеристики ритма в его взаимосвязи с интонацией, для уточнения описаний формул строения предложения, поскольку формулы эти суть интонационно-строевые единицы языка. Задачами практики диктуется необходимость познания закономерностей ритмической и интонационной организации в целях преподавания русского языка как иностранного, обучения студентов-иностранцев выразительному чтению. Общеизвестна устойчивость интонационных ошибок в речи лиц, изучающих русский язык как неродной. Поскольку восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла, неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации: срабатывает опережающее распознавание смысла, однако «догадка», порожденная восприятием ошибочного интонирования, оказывается ошибочной — возникает неправильное осмысление фразы. Для преподавателя-словесника важна не только интонационно грамотная, но и выразительная речь, в частности необходимо овладение мастерством выразительного чтения. Ведь известно, что именно выразительное чтение обеспечивает культуру восприятия контекста, определяя общественное воздействие художественной литературы. Между тем методика преподавания выразительного чтения опирается главным образом на эмпирику, поскольку научные изыскания до сих пор не дали еще педагогу достаточно точных знаний о законах ритма и интонации русской речи и, следовательно, о правилах фразировки текста; это не позволяет обеспечить подлин- з ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...................... 3 Часть I. Интонация в устной и письменной речи.......... 7 Глава 1. Общая характеристика русской интонации......... 8 § 1. Компоненты интонации и их функции.......... 9 § 2. Аспекты характеристики основных компонентов интонации . 18 § 3. Об интонации в языке и речи............. 23 § 4. Интонация, смысл и синтаксическая структура высказывания . . 24 § 5. Интонация и ритм. О ритме разговорной речи....... 28 § 6. О понятиях «закон» и «правило» в интонации....... 32 Глава 2. Особенности ритмоинтонационной организации русской художественной прозы и стиха..................... 34 § 1. О ритме русской прозы............... 34 § 2. О природе первичного ритма стиха. Прозаическая и общеязыковая основа первичного ритма .............. 42 § 3. Ритм и интонация художественной речи. Обозначение авторской интонации в художественном тексте .......... 53 Часть П. Ритмоинтонационные единицы русской речи........ 58 Глава 1. Ритмика и интонирование фонетического слова....... 58 § 1. Членение речевого потока на слова........... 60 § 2. Отдельность фонетического слова. Пограничные сигналы слов . . 61 § 3. Цельность фонетического слова............ 71 § 4. Интонирование фонетического слова .......... 74 § 5. Силовая (динамическая) структура слова......... 76 § 6. О мелодической структуре слова............ 77 § 7. О темповой структуре слова .............• 80 § 8. Общая интонационная структура слова. Ритмическая функция слова ..................... 82 § 9. Разрыв фонетического слова в разговорной и художественной речи ..................... 83 Глава 2. Строение и интонация синтагмы............ 85 § 1. Условия синтагматического членения.......... 86 § 2. Типовые схемы синтаксического строения синтагм. Варианты синтаксического состава синтагм............. 91 § 3. Синтагматическое ударение. Нормативные позиции синтагматического ударения.................. 98 § 4. Динамическая структура синтагмы........... 105 § 5. Мелодемы. Мелодическая структура синтагмы....... 112 § 6. Темповая структура синтагмы............ 125 § 7. Общая интонационная структура синтагмы........ 127 § 8. О паузе в синтагме. Разрыв синтагмы в разговорной и художественной речи .................. 128 Глава 3. Интонационная структура предложения.......... 130 § 1. Об интонационной отдельности и цельности предложения . . . 131 § 2. Динамическая структура предложения ........ 137 § 3. Мелодическая структура предложения ......... 152 § 4. Мелодическая структура и гармоническая организация предложения в художественной речи ............ 168 § 5. Темповая структура предложения........... 184 § 6. Общая интонационная структура предложения...... 189 § 7. Разрыв предложения в разговорной и художественной речи . . 191 Часть III. О методике работы над русской интонацией........ 193 Глава 1. Система упражнений для обучения русской интонации..... 194 § 1. Методика работы над ритмикой русского слова...... 196 § 2. Методика работы над интонацией русской синтагмы..... 198 § 3. Методика работы над интонацией повествовательного предложения .................... 202 Глава 2. Обработка текста для выразительного чтения........ 206 § 1. Аспекты и последовательность обработки текста для выразительного чтения................... 206 240 § 2. Образцы речевых партитур прозаических текстов...... 208 § 3. Образцы речевых партитур стихотворных текстов...... 212 § 4. Образцы интонационной разметки песенных текстов (отражение речевой интонации в вокальной музыке)......... 216 § 5. От интонационной разметки к анализу целостного текста . . . 222 Заключение ...................... 227 Литература ...................... 234 241 Цена: 150руб. |
||||