Русский язык-Чешко Л. А. М.: Высш. шк., 1990.—333 с. | ||||
Чешко Л. А.
57 Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 1990.—333 с. ISBN 5-06-000782-0 В пособии даны необходимые сведения по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису, стилистике и культуре речи. Теоретический материал подкреплен системой упражнений различной степени сложности. Особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во второе издание (1-е— 1981 г.) внесены отдельные уточнения и дополнения. ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие предназначается для слушателей подготовительных отделений негуманитарных факультетов вузов. Его главная цель — помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации, поскольку знания слушателей подготовительных отделений в этом отношении оставляют желать лучшего. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности. При этом наибольшее внимание уделяется трудным случаям правописания. В книге кратко рассказывается также об основных принципах русской орфографии и пунктуации и разъясняется социальная значимость норм правописания. Сведения по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису излагаются лишь в той мере, в какой они могут быть необходимы слушателям для более осознанного владения навыками правописания. Эти сведения сообщаются в форме справок. Система упражнений пособия построена таким образом, что она дает возможность для комплексного построения занятий по орфографии и пунктуации. В начало книги, после «Введения», вынесено повторение тех правил пунктуации, которые, как представляется автору, особенно нужны слушателям уже на первых этапах обучения для самостоятельного выполнения различных письменных работ. В подборе дидактического материала автор стремился учитывать типичные для учащихся ошибки, чтобы помочь их преодолению. Последовательно включаются упражнения с орфографическим словарем. Сделана также попытка более тесно связать работу по русскому языку с работой по литературе. В качестве текстов используются отрывки из художественных произведений, имеющихся в программе вступительных экзаменов в вузы, высказывания выдающихся критиков, известных исследователей литературы, ученых, публицистов и др. Предлагается материал для составления планов, конспектов, тезисов. Чтобы способствовать повышению культуры речи слушателей, автор считает целесообразным кратко рассказать во «Введении» о русском языке и его основных стилях. В особом разделе «Стилистика и культура речи» рассматриваются вопросы, связанные с выразительными возможностями лексических и грамматических средств русского языка, и предлагаются упражнения, направленные на преодоление часто встречающихся в письменных работах учащихся ошибок в выборе слов, употреблении их форм, построении предложений. Из-за ограниченности времени, отводимого на русский язык учебным планом подготовительных отделений негуманитарных вузов, использование этого материала в большем или меньшем объеме, на аудитор- СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................. 3 - Введение § 1. Язык как средство общения. Русский язык...... 5 § 2. Стили литературного языка........... 7'*J § 3. Звуки русского языка. Ударение. Обозначение звуков • j на письме................. 18 , Повторение основных сведений о предложен'и и и пунктуации § 4. Понятие о пунктуации............ 20 § 5. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения ...... '21 § 6. Употребление запятой между однородными членами предложения................ 30 § 7. Цитаты и знаки препинания при них........ 34 ОРФОГРАФИЯ § 8. Понятие об орфографии............ 39 Правописание корней и приставок i § 9. Правописание безударных гласных в корне слова ... 45 § 10. Правописание чередующихся гласных в корне слова 48 § 11. Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные...../........• «Ч § 12. Правописание согласных и гласных в приставках . . . 5***.' § 13. Приставки пре- и при-. ........• . ... 8*& § 14. Двойные согласные............• ** ~" Правописание гласных после шипящих и ц §15. Бувдмв, if, it после шипящих; ы и и после ц.. . . . • • - *** § 16. Буквы о и «после шипящих и ц....... . . • < 32& - Употребление букв ь, ъ, а § 17. Буква ь при обозначении мягкости согласных. Употребление б после шипящих........... 69 § 18. Разделительные ъ и ь. Буква ы после приставок . ... 72 § 19. Употребление буквы э............ . 73 Перенос слов § 20. Основные правила переноса слов......... 74 Употребление прописных букв § 21. Прописные буквы в собственных именах...... 78 Правописание частей речи Правописание имен существительных § 22. Правописание падежных окончаний имен существительных ................. 82 § 23. Правописание суффиксов имен существительных ... 89 § 24. Слитное и раздельное написание не с именами существительными ................ 93 Правописание имен прилагательных § 25. Правописание падежных окончаний имен прилагательных ................... 96 § 26. Правописание суффиксов имен прилагательных .... 103 § 27. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными .................109 Правописание сложных имен существительных и прилагательных §28. Общие правила написания сложных слов......112 § 29. Правописание сложных имен существительных . ... 114 § 30. Правописание сложных имен прилагательных .... 117 Правописание имен числительных § 31. Правописание количественных и порядковых имен ; числительных............... 121 329 Правописание местоимений § 32. Правописание личных, неопределенных и отрицательных местоимений................125 Правописание глаголов § 33. Правописание личных окончаний глаголов. Буква б в глаголах. Не с глаголами............. 131 § 34. Правописание суффиксов глаголов........ 144 Правописание причастий § 35* Правописание окончаний и суффиксов причастий . . . 147 § 36. Правописание и и нн в отглагольных прилагательных и причастиях................. 156 § 37. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными на -мый.............161 Правописание деепричастий § 38. Правописание гласных перед суффиксами -в, -вши. Не с деепричастиями.............. 166 Правописание наречий § 39. Гласные и буква ь в конце наречий........ 172 $ 40. Правописание к и км в наречиях. Не с наречиями. Не и ни в местоименных отрицательных наречиях .... 175 § 41. Правописание наречий через дефис, слитно и раздельно 179 Правописание предлогов § 42. Написание предлогов через дефис, слитно и раздельно 188 Правописание союзов 193 § 43. Слитные и раздельные написания союзов . . . . . • Правописание частиц IQQ J 44. Написание частиц раздельно или с дефисом..... '*"' § 45. Правописание не с различными частями речи (Повторение)...................200 § 46. Правописание на..............204 ПУНКТУАЦИЯ § 47. Повторение сведений о простом предложении.....209 § 48. Употребление тире между членами предложения . . . 209 § 49. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами и обобщающими словами при однородных членах..................212 Знаки препинания при обособленных членах предложения § 50. Обособление определений ........... 217 § 51. Приложения и их обособление ...........221 § 52. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Обособление дополнений ........ 226 I. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями .............226 II. Обособление обстоятельств, выраженных существительными............229 III. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление дополнений ........ 231 § 53. Сравнительные обороты ............234 Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями, словами-предложениями да и нет, междометиями § 54. Вводные слова и вводные предложения.......236 § 55. Обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия 241 Знаки препинания в сложных предложениях § 56. Повторение сведений о сложном предложении .... 244 § 57. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 245 § 58. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ................ ... 251 331 I. Сложноподчиненные предложения с одним при- I даточным.............. 25J II. Сложноподчиненные предложения с несколькими ' придаточными.......... .' . > 254 § 59. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них................... 258 Прямая речь § 60. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. . . . . 263 СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ Лексика и фразеология § 61. Слово и его лексическое значение. Точность словоупо- ; требления.................. 267 § 62. Многозначность слова............ 269 § 63. Омонимы. Их употребление........... 270 § 64. Синонимы. Их употребление.......... 273 § 65. Антонимы. Их употребление.......... 27в § 66. Заимствованные слова и их употребление ...... 278 § 67. Употребление устаревших слов и неологизмов . . . . 282 § 68. Использование слов, ограниченных в сфере употребления 287 § 69. Употребление стилистически ограниченной лексики 289 § 70. Фразеологизмы и их употребление........ 292 ГРАММАТИКА Морфология § 71. Употребление некоторых форм имени существительного 296 § 72. Употребление некоторых форм имени прилагательного 29? § 73. Употребление некоторых форм имени числительного 301 § 74. Употребление некоторых местоимений и их форм . . . 303 § 75. Употребление некоторых форм глагола ....... 305 § 76. Употребление некоторых форм причастий...... 30S J 77. Употребление деепричастий и их форм ...,.•• "'" I Синтаксис § 78. Некоторые особенности порядка слов в простом пред- ^ ложении................. *?* § 79. Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями 317 § 80. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами......'......318 § 81. Об устранении ошибок в построении сложноподчиненных предложений................322 Список условных сокращений............324 Цена: 150руб. |
||||