Русская литературная и диалектная фонетика-Аванесов Р. И Москва 1974 стр.287 | ||||
Аванесов Р. И«
18 Русская литературная и диалектная фонетика. .Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература». М., «Просвещение», 1974. 287 с. В книге излагаются сопоставительные сведения о литературной и диалектной фонетике в ее современном состоянии и истории, приводятся данные, важные для обучения в условиях местного диалекта. Автор, обобщив материалы многих пет, показал, как рассматривает та или иное фонетическое явление современная лингвистика. Памяти моих - учителей — профессоров Московского университета т- Афанасия Матвеевича Селищгва (1886—1942) и Дмитрия Николаевича Ушакова (1873—' 1942) От автора Эта книга представляет собой учебное пособие для студентов-филологов, изучающих русский язык. Она примыкает к ранее опубликованным пособиям: к фонетическому разделу книги Р, И. Ава-несова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики "русского литературного языка», ч. I (М.—Л., 1945), к книгам «Очерки русской диалектологии», ч. I (M., 1949), «Русское литературное произношение» (изд. 5, переработанное и дополненное, М., 1972), «Фонетика современного русского литературного языка» (М., 1956), — выходя за их пределы в описании отдельных, ранее не привлекавших внимания автора явлений, а также при изложении вопросов, посвященных историческому развитию ряда явлений русского языка. Основная идея книги заключается в том, что современный русский язык как целое, несмотря на все его многообразие, есть определенное исторически сложившееся структурное единство, в которое органически вписываются его частные разновидности, будь.то отдельные частные диалектные системы или доминирующая над ними в функциональном отношении система литературного языка. За последнее время нередко литературный язык изучается в изоляции от языка диалектного, Между тем именно изучение норм литературного языка • на широком фоне диалектного многообразия способствует наиболее глубокому пониманию закономерностей литературного языка, а также — шире — истории и современного состояния русского языка в целом, Другая идея книги — единство синхронного и диахронного изучения языка. Синхронное изучение не только не противостоит его историческому изучению, а, напротив, является наилучшей предпосылкой подлинно исторического изучения, т. е. исторического изучения в его современном понимании, когда перед историей языка встала задача — вместо анализа отдельных изолированных явлений изучать историю языковой системы, ее развития, смены языковых систем. Отдельные территориально варьирующиеся элементы СОДЕРЖАНИЕ От автора............................ 3 О моих учителях А. М. Селищеве и Д. Н. Ушакове . ........ 9 Теоретические проблемы фонетики и фонологии Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфемы ...... 17 О месте фонетической системы в структуре языка .......... 17 Фонетика и фонология-....................... 20 Понятие кратчайшей Звуковой единицы................ 22 Кратчайшая звуковая единица и ударение.............._ 25 Два типа позиционных чередований и обусловленный ими характер фонетической системы........................ — Понятия сильной и слабой фонемы.................. 30 Понятие фонемного ряда...................... 33 Тождество и различие словоформ и морфем в их отношении к своим звуковым оболочкам......................... 35 Фонетическая система в ее отношения к структуре языка в целом . . 37 К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему ....... 38 Три типа научной лингвистической транскрипции (в связи с вопросами теории фонем)............................ 43 Звуковая система и звуковое письмо.....,............ — Общие замечания о типах научно-лингвистической транскрипции ... 45 Словофонематическая транскрипция................. 47 Морфофонематическая транскрипция................. 52 Сочетания согласных р словофонематической и морфофонематической транскрипциях............................ 57 Нулевые члены фонемных рядов в морфофонематической транскрипции 62 Образец трех типов транскрипций.................. 64 Морфофонематическая транскрипция и орфографическое письмо .... 65 Теория фонем и ее практическое применение............. 71, Ударение в современном русском литературном языке......... 79 Ударение как признак слова.................... — Ударение слова и его ссойства ................... 80 Долгота и краткость гласных................... . 82 Музыкальная сторона ударения................'... 83 Разноместност* ударения......................; ' 84 285 Ударение подвижное и неподвижное. Изменение места ударения при , образовании форм слова ...................... . Изменение места ударения при словообразовании........*...'•••'•• Ударение и звуковое оформление слова............... ] Безударные и слабоударяемые слова................. i Слова с побочным ударением.................... ] Вопросы фонетической системы русских говоров и литературного языка ' ; Постановка проблемы .......................* Сильное положение для гласных фонем русского языка в его гово- рах Различия в составе гласных фонем по русским говорам Некоторые итоги.................., Описание отдельных фонетических явлений литературного языка и диалектов Вокализм 1-го предударного слога .................. Положение после твердых согласных................. Оканье и аканье............... ......... Переход модели предударного вокализма ..... ........ Аканье недиссимилятивное и диссимилятивное....., . . . . Положение после мягких согласных................, Вокализм с той или иной степенью различения гласных неверхнего подъема...........'..'................ Вокализм не различающий гласных неверхнего подъема. Сильное и умеренное яканье.............'.......'... Типы диссимилятивного яканья ................. Качество „не-а" и его роль для развития яканья........ Ассимрлятивно-диссимилятивное яканье............ . - Ассимилятивно-умеренное и умеренно-диссимилятивное яканье . . Еканье и иканье..............,........• • Ассимилятивное и ассимилятивно-умеренное яканье........ О соотношении предударного вокализма после твердых и мягких согласных........................,,..... Предударный вокализм после мягких согласных и синхроническая фонологическая система........................ • « Долгие шипящие в русском языке.................. Вопрос о долгих гласных в русском языке.............. Долгие шипящие в литературном языке............. . • Долгие шипящие в говорах..................'••-*. Долгие шипящие как фонемы н как сочетания фонем по говорам . » '• Отдельные слова с долгими шипящими..............• • Дополнительные замечания о долгих шипящих как фонемах и сочетаниях фонем.............................. Качество задненебной фрикативной звонкой согласной перед гласными переднего ряда..........................• Вопрос о различении в произношении [\'] и [j].......,..<• Согласные fr'] и [j] в говорах....................J Об изменении [у'\ в [j] в говорах.................. 286 Соотносительный ряд носовых согласных фонем по признаку „денталь- ность-лабиальность"...................' _ щд фонема <н>.............. ......... ^ Некоторые проявления фонемы Фонема Вопросы исторической фонетики Ударные гласные <е> и <о> после мягких согласных и некоторые вопросы истории яканья....................... 217 Вопросы образования аканья.............. 221 Заднеязычная звонкая согласная фонема в восточнославянских говорах 233 Из истории русского вокализма. Звуки [i] и [у]............ 238 Несколько замечаний общего характера.......... 238 Современное состояние................ 240 История звуков [i] и [у] после согласных.............] 243 История звуков [i] и [у] в начале слова............... 251 Изменение сочетаний [ky], [gy], [chy]...........'.'.'.'.'. 255 Об истории чередования согласных при образовании уменьшительных существительных в праславянском языке............... 260 Одна из фонетико-морфологических особенностей северновеликооусских говоров........^...... . ' 276 Цена: 150руб. |
||||