Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Синтаксис современного русского языка-а.Г.Руднев Москва 1968 стр.315
Синтаксис современного русского языка-а.Г.Руднев Москва 1968 стр.315
Предисловия............. . 3
Введение.............'..'.'.'...... 5
Часть I. Синтаксис простого предложения
Понятие о предложении как основной синтаксической единице речи . 11
Классификация простых предложений............ 26
Двусоставное предложение...............'. 33
Односоставные предложения............' ' 37
Главные члены предложения, их функции и способы грамматического
выражения................ 59
Второстепенные члены предложения............. 88
Часть II. Синтаксис осложненного предложения
Обособленные члены предложения........... , 120
Вводный член предложения, его смысловые функции и грамматическое выражение............. 574
Однородные члены предложения . . . '........... 188
Обращение...................... 208
Часть III.
Синтаксис сложного предложения
Понятие о сложном предложении............ 220
Вопрос о сочинении и подчинении в научной литературе '..'.'.'. 223
Сложносочиненное предложение......... .... ^^
Сложноподчиненное предложение......'.'.'.'.'"'' 236
Бессоюзные сложные предложения........".'.'.' ° ' 285
Сложное предложение смешанной конструкции...... ЯОЗ
Период............. ...... зд5
Абзац . . *.............".'.'.''.'' 307
Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь . . 307
Пунктуация ,.........„,', 318
Проф. Л. Г. Руднев
СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга предназначается для студентов педагогических институтов и университетов. В ней дается систематическое изложение синтаксиса простого, осложненного и сложного предложения в объеме вузовской программы.
Улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах, повысить научно-теоретический уровень преподавания — таково требование вузовской программы в силу «Закона об укреплении связи школы с жизнью». Этим определяется характер изложения материала. Так, например, автор придерживается в основном традиционных лингвистических терминов, чтобы сохранить связь со школьной практикой. Кроме того, принятые грамматикой традиционные лингвистические термины и понятия имеют ту несомненную научную ценность, что, подводя итог наблюдениям, углубляют наши.знания о грамматическом строе языка. Данное пособие поможет разобраться в различного рода спорных вопросах, приобрести навыки научного подхода к проблемам языка с методологических позиций марксистско-ленинского учения о языке (например, проблема номинативных предложений, безличных предложений, предикативности, обращения, вводного члена предложения и т. п.).
Современный русский язык определяется в программе, утвержденной Министерством высшего и среднего специального образования СССР, «как предмет научного изучения». Научное же изучение современного русского языка предполагает теоретическое осмысление материала студентами вуза. Однако без истории предмета, по словам Н. Г. Чернышевского, нет теории предмета, а без теории нет понятия о предмете, о его значении и границах. Вузовское преподавание как раз и отличается от школьного тем, что студентам дается не только современное понимание тех или иных явлений, что отшлифовалось, что закрепилось как .бесспорное, но и история разработки соответствующих проблем. Иначе говоря, в условиях высшей школы освещение основных грамматических категорий требует теоретического и методологического обоснования. В связи с этим в пособии дается не только фактический материал, но и сообщается о том, как и с каких методологических позиций те или иные вопросы синтаксиса разрешались крупнейшими_представителями
лингвистических направлений в отечественном языкознании и разрешаются в советском языкознании.
Наряду с этим в данном учебном пособии при изложении материала обращается внимание также на существование разных точек зрения на одни и те же явления и в советском языкознании; на вопросы и проблемы, мало или совсем не разработанные в специальной литературе; на принципы классификации и определения тех или других синтаксических явлений на основе единства формы и содержания. Это даст возможность студентам в процессе самостоятельной работы над вопросами синтаксиса быстро усваивать сведения, почерпнутые из специальной литературы, из практики, из жизни, критически оценивая их, отбирать существенное, главное, делать из этого правильные выводы и обобщения, обогащая таким образом и преподавание своего предмета.
ВВЕДЕНИЕ
Термин «синтаксис» происходит от греческого слова syntaxis, что в переводе на русский язык значит «составление». Синтаксис — учение о системе и способах языкового оформления мыслей на данном языке в целях общения людей между собой. Под системой понимаются основные конструктивные типы предложений, характерные для данного языка. Под способами понимается разнообразие в организации слов в словосочетания и в предложения, условия их употребления.
Синтаксис изучает связную речь. Предложение — основная единица связной речи, которая характеризуется определенными смысловыми и структурными признаками. Под смысловыми .признаками подразумеваются прежде всего предикативные отношения между главными членами предложения. К структурным признакам относятся характер построения и интонации разных типов предложений, порядок слов, типы грамматической связи слов в предложении. Учение о предложении занимает центральное место в синтаксисе, отражая смену разных направлений в отечественном языкознании.
В истории русского синтаксиса советскому языкознанию предшествовали три лингвистических направления: логико-грамматическое, историко-психологическое и формально-грамматическое. Различие их состоит в том, что в основе их лежат различные методы, обусловленные в конечном счете философскими взглядами исследователей на природу языка, характер взаимосвязи языка, мышления и бытия, на соотношение формы и содержания в языке.
Типичным представителем логико-грамматического направления является Ф. И. Буслаев (1818—1897), автор «Опыта исторической грамматики русского языка», вышедшего в 1858 г.
Сторонники логико-грамматического направления в подходе к языку и мышлению, отождествляя логику с грамматикой, исходили из общих законов формальной логики. Представители логико-грамматического направления смотрели на язык и мышление как на нечто вечное, неизменное, раз и навсегда созданное высшею творческою силою, т. е. недооценивали историческое развитие языка и

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz