Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Введение в языкознание-Головин Б. Н. М., «Высш. школа», 1977. -311 с
Головин Б. Н.
il Введение в языкознание. Изд. 3-е, испр. УчеЙ пособие для филол. специальностей ун-тов и пед] ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. -311 с. с ил. Библиогр.: с. 303
В пособии изложены важнейшие современные проблемы явыковш ния в пределах щюграммы учебного курса «Введение в .языкоанавиа Последовательно • доступно излагаются сведения, необходимые дл введения в науку о языке на современном уровне, рассматриваются и которые жривципиадьно важные вопросы, например, методика лингв* ствческвх исследований. __
В отличие от издание 1973 юра в шшгу введен крапшя yjtaaaxei основных терминов.
От автора
Задача настоящего пособия — ознакомить студентов с наиболее значительными вопросами науки о языке в пределах программы учебного курса «Введение в языкознание». Вниманию читателей предлагаются, как правило, «отстояв-шиеся» в науке взгляды, но автор не избегает как новых, так и спорных точек зрения.
Автору хотелось, чтобы эта книга могла служить элементарным введением в науку о языке и могла более или менее последовательно, доказательно и доступно сообщить читателям круг избранных сведений, необходимых для «вхождения» в лингвистику.
Первое издание книги вышло в 1966 г., второе — в 1973. Второе издание отличалось от первого отдельными исправлениями и уточнениями, подсказанными опытом работы и замечаниями официальных и неофициальных рецензентов.
Третье издание почти полностью воспроизводит текст второго. Внесены отдельные уточнения, перередактированы некоторые формулировки. Вновь введен терминологический указатель. Несколько расширен параграф, посвященный советскому языкознанию. Обновлен и сокращен список рекомендуемой литературы.
«Введение в языкознание» в рукописи и в печатном виде неоднократно обсуждалось и рецензировалось кафедрами и отдельными лицами, что помогло автору улучшить пособие. Автор приносит свою глубокую благодарность языковедческим кафедрам Ленинградского, Саратовского, Воронежского, Горьковского, Калининградского университетов и Кировского пединститута за советы и помощь. Особую при-
Содержание
Стр.
От автора................ 3
Введение ................ 5
I. Природа, сущность, и функции языка...... 10
Природа и сущность языка (10). Функции языка (13). Язык и мышление (14). Язык и народ, язык в классы, язык и личность (18}либществеиное значение языка (21)7 Общие сведения о строении языка в науки о ней (23). Язык н речь (26)
II. Фонетика.............. . 30.
Речевой аппарат н его работа (31). Акустические свой»
ства звуков речи (36). Понятие о фонеме (40). Классификация звуков речи (фонем) (47). Гласные звуки (48). О согласных звуках (50). О слоге и слогоотделении (56).„ Ударение (57). Интонация (60). Исторические и функциональные изменения фонем (61).
III. Лексика и фразеология.......... 69
Понятие о слове (69). Слово и предмет (70). Слово н понятие (73). Лексическое 'значение и его типы (75). Развитие лексических значений (79). Перенос значений (81). „Этимология (84). Ономастика и топонимика (88). Словарный состав языка (88). Неологизмы и архаизмы (89). Активная и пассивная лексика (91). Лексика общеязыковая, литературная, разговорная, местная (92). Лексика нейтральная, терминологическая, канцелярская, поэтическая (95). Синонимы, антонимы, омонимы (98). Заимствования (103). ^Фразеологизмы (107). Классификация фразеологизмов (109).
IV. Лексикография ............. 115
Вводные понятия (115). Словари понятий н лексиконы (115). Типы лексиконов (116).
V. Материальная структура слова ,........ 121
Вводные пояснения (121). Понятие о морфемах (122). Основы (123). Корень и аффиксы (124). Изменение материальной структуры слова (126).
VI. Понятие о словообразовании ........ 128
Словообразовательные типы (129). Способы словообразования (130).
309
VII. Грамматика............. l^j
Общее понятие о грамматическом строе языка (133) Грамматическое значение (134). Материальное выражение грамматических значений (137). Грамматические категории (143). Грамматическая форма (148).
VIII. Морфология языка ........... 150
, О слове как элементе морфологии и элементе синтаксиса
(150). О частях речи и их классификации (152). О структуре отдельных частей речи (157). Имя существительное (в современном русском языке) (158). Категория рода (160). Категория числа (160). Категория падежа (161) 'Выражение категорий рода, числа и падежа (161). Имя прилагательное (163). Категория качественности— относительности (164). Категория рода,числа и падежа (165). Сочетаемость имени существительного и имени прилагательного (166). Глагол (167). Категория вида (168) Категория времени (170). О специфике частей речи в разных языках (173).
IX. О синтаксисе языка............ 187
Вступительные замечания (187). О сочинении и подчинении (188). С) словосочетании (190). О предложении -(193). О членах предложения (198). О синтагмах (200). Предложение и суждение; актуальное членение предложений (202). О типах предложений (204). Типы предложений в разньГх языках {206).
X. Функционирование и развитие структуры языка . . 209
О структурности языка (209). О различии функционирования и развития языка (211). О двух формах функционирования языка — парадигматике и синтагматике (214).
XI. О закономерностях развития языка ...... 216
XII. О происхождении языка ......... 224
XIII. Из истории письма ........... 231
Вводные пояснения (231). Пиктография (232). Идеография.(232). Фонография (236). Развитие письма (237). Источники пиктографии (237). Развитие идеографии (238). Развитие фонографии (239).'Развитие буквенно-звукового письма (240). Графика (241). Орфография (242). Фонетический принцип орфографии (243). Морфологический принцип орфографии (244). Исторический (традиционный) принцип орфографии (244). О специализированных системах письма (245).
XIV. О классификации языков.........
Генеалогическая классификация (251). Морфологическая (типологическая) классификация (255).
259
XV. О методах лингвистического исследования . . . •
Вступительные замечания (259). Понятие об исследова-тельском методе (259). Описательный метод (262). Орав-
910
Стр.
нительно-исторический метод (263). Исторический метод (264). Сопоставительный метод (265).Структурный метод (266). Стилистический метод (268). Количественный метод (269). Метод автоматического анализа (271). Методики изучения языка (273).
•XVI. О развитии языкознания ......... 281
Наука о языке в древности (281). На подступах к новому методу (285). Сравнительно-историческое языкознание (288). Выход за пределы сравнительно-исторического метода (289). Младограмматики (292). Русские школы в , науке о языке (293). Критика младограмматиков (293). Структурализм (294). Этнолингвистика, психолингвистика, ареальная лингвистика (296). Советское языкознание (299). Некоторые итоги (302).
Рекомендуемая литература Терминологический указатель
303 304

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz