Математика | ||||
Организация управления научными исследованиями. Ланге К. А Ленингр.1971 стр.243 | ||||
УДК 001.89:612
Организация управления научными исследованиями. Ланге К. А. 1971. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-248. На основе материалов, характеризующих развитие в СССР физиологической науки, в книге рассматриваются некоторые проблемы современной организации управления научными исследованиями. Обосновывается возможный вариант создания системы управления научными исследованиями, включающей в себя в качестве «узлов» прогнозирование, планирование, руководство, координацию и контроль. Особо обсуждаются вопросы о роли научной информации в системе управления наукой, а также о значении научных собраний для управления научными исследованиями вообще. Отдельная глава книги посвящена рассмотрению некоторых особенностей современной организации научных коллективов. Здесь обсуждается вопрос о возрастающей коллективности научного труда и анализируется деятельность научных советов Академии наук СССР как коллективных органов управления наукой. Особое внимание уделяется определению понятия «научная школа» и делается попытка дифференцировать «классические» и современные научные школы. Книга рассчитана на широкие круги научных работников — биологов и физиологов, а также специалистов в области организации науки. Илл. — 17, табл. —8. ПРЕДИСЛОВИЕ Сейчас уже можно считать достоверным, что десятилетия, прошедшие после окончания второй мировой войны, могут быть охарактеризованы как время необычайно бурного роста научных исследований во всем мире. Общепризнано, что поток научной информации достиг столь внушительных размеров, что ученому, в какой бы области'-знания он ни работал, становится с каждым днем все труднее и сложнее уследить за ходом научных исследований, даже в том случае, если речь идет об узкой специальной области. Уже сейчас возникает необходимость быстрого освоения и переработки колоссальной информации, организации научных исследований и управления ими. Все это и является одной из основных причин, способствовавших возникновению новой дисциплины— науковедения. Можно соглашаться или не соглашаться с тем, насколько удачно это название, спорить о том, отражает ли оно достаточно полно и точно конкретные задачи, стоящие перед этой молодой, но уже достаточно разветвленной дисциплиной. Несомненно, однако, одно: развитие любой отрасли науки немыслимо сейчас вне попыток осуществить продуманное управление ею, выбрать наиболее рациональную организацию ид- В то же время оказалось необходимым поставить в работе^вопрос о месте научных школ, как своеобразных творческих коллективов, в современной организации науки, затронув в связи с этим и проблему роли личности руководителя научного коллектива в организации научной деятельности. Несмотря на то, что эти вопросы имеют непосредственное отношение к организации управления научными исследованиями, в этом плане они освещались в литературе совершенно недостаточно. Следует ожидать, что указанные проблемы привлекут внимание исследователей, поскольку организационные особенности научных школ, равно как и характерологические особенности руководителей научных коллективов представляются весьма важными звеньями целостной системы управления наукой. В заключение автор считает своим долгом подчеркнуть, что выполненный им анализ некоторых аспектов организации управления научными исследованиями в сфере биологических наук не должен, естественно, считаться исчерпывающим или завершенным. Задачей своей работы автор видел збобщение определенного опыта организации уп-эавления исследованиями в области физиологии геловека и животных, а также постановку ряда троблем, решение которых, по его мнению, должно :пособствовать выработке оптимальных форм и летодов управления наукой вообще. Очевидно, [то не все затронутые в работе вопросы получили юстаточное освещение. Возможно также, что мно-•ие из выдвинутых в ней положений предста-1ятся читателю дискуссионными. Автор будет !есьма признателен за критику и советы, надеясь, [то они помогут не только его дальнейшей работе, ю и всем тем, кто посвятил свою деятельность организации научных исследований. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие.................. 5 Введение................ , . 9 I да в а I. К истории организации научных исследований в Академии наук СССР............. 22 Первая Всесоюзная конференция по планированию научно-исследовательской работы..... 25 Организация физиологических учреждений в Академии наук СССР в 1931—1945 гг..... 38 Развитие сети физиологических учреждений в Ака-> демии наук СССР и в академиях наук союзных республик в 1946—1970 гг. и совершенствование планирования научных работ .... 43 1 л а в а II. Проблемы современной организации управления научными исследованиями........... 56 Управление научными исследованиями как сложная Динамическая система.......... 63 Научная информация в системе управления .... 67 Функционирование системы управления научными исследованиями (операционный анализ) .... 77 Прогнозирование основных направлений научных исследований ........ 78 Планирование фундаментальных научных исследований . . . . х......... 95 Руководство научными исследованиями . . . 105 Координация научных исследований .... 123 Контроль в системе управления научными исследованиями ........... 132 Научные собрания: формы и стиль организации, значение для управления исследованиями . . . 140 Глава IH. Управление наукой и некоторые особенности современной организации научных коллективов.....157 Коллективность научного труда ........ 160 Проблемные научные советы Академии наук СССР как коллективные органы управления научными исследованиями............ 168 247 ' Стр. «Классические» и современные научные школы . . 188 Роль руководителей в организации творческой деятельности научных коллективов.....215 Организационные особенности формирования научных школ..........220 Особенности организации научной работы. . . 224 Развитие и совершенствование индивидуальных способностей членов научных коллективов ..............231 Заключение................242 Вкладка — рисунки 2—14. Цена: 150руб. |
||||