Математика | ||||
О технической устойчивости установшегося бокового движения самолета-М.В.Розенблат Москва 1953 стр.12 Сподписю Автора | ||||
О технической устойчивости установшегося бокового движения самолета-М.В.Розенблат Москва 1953 стр.12 Сподписю Автора
I. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Устойчивость полета самолета является одним из важнейших качеств, определяющих эффективность его использования. Задача сб устойчивости полета самолета представляет собой частный случай общей задачи механики об устойчивости движения. Решение общей задачи об устойчивости движения в наиболее строгой ее постановке принадлежит знаменитому русскому ученому А. М. Ляпунову. Гениальное произведение А. М. Ляпунова «Общая задача об устойчивости движения» создало ученому мировую славу благодаря исключительной строгости и глубине математического анализа, широте и разнообразию поставленных и решенных задач, применимости полученных решений к практическим проблемам механики и техники. За десять лет до А. М. Ляпунова другой выдающийся русский ученый, отец русской авиации Н. Е. Жуковский, своим трудом «О прочности движения» завершил так называемый доляпуновский период развития теории устойчивости, создав на базе всех предшествующих достижений науки в этой области наиболее строгую для того времени теорию. В соответствии с уровнем запросов техники того периода, когда А. М. Ляпуновым была создана его теория устойчивости, основные предпосылки этой теории заключались в том, что: 1) отклонения параметров движения принимались бесконечно малыми; 2) возмущенное движение рассматривалось при отсутствии возмущающих сил; 3) возмущенное движение исследовалось на бесконечно большом интервале времени. Растущие запросы механики и техники, получившие в нашей стране особенно широкий масштаб в связи с развитием социалистического народного хозяйства, потребовали дальнейшего развития и расширения классической теории Ляпунова. Над решением этой задачи трудились и продолжают плодотворно трудиться видные деятели советской науки, достойные продолжатели дела А. М. Ляпунова. Среди многочисленных исследований вопроса об устойчивости движения особенный интерес представляет разработанная II. Д. Моисеевым теория технической устойчивости движения. Эта теория, опирающаяся на великое наследство Ляпунова, наиболее полно отражает современную инженерную трактовку условий движения машин и механизмов, так как в ней: 1) учитывается конечность отклонений параметров движения; 2) возмущенное движение рассматривается в неразрывной связи с вызвавшими его возмущающими силами; 3) учитывается конечность промежутка времени возмущенного движения. В области теории устойчивости движения самолета до последнего времени сохраняла свои исключительные права на расчет возмущенного движения самолета теория динамической устойчивости самолета, наиболее полно разработанная В. С. Ведровым. Эта теория является частным случаем теории устойчивости в смысле Ляпунова и сохраняет все особенности, присущие теории Ляпунова вследствие ее исторического развития. Сыграв большую положительную роль на целом этапе развития самолетостроения, теория динамической устойчивости самолета не может удовлетворить возросшие запросы современной практики конструирования и летной эксплуатации самолетов. В конце 1951 г. вышла в свет книга И. В. Остославского и Г. С. Калачева «Продольная устойчивость и управляемость самолета», представляющая особую ценность из-за изложения вопросов устойчивости движения в непосредственной связи с управляемостью самолета. Теория динамической устойчивости в этой книге учитывает достижения аэродинамики за последние 10—12 лет. Вопросы управляемости впервые изложены в соответствии с запросами практики эксплуатации самолетов. Первым удачным опытом решения задачи об устойчивости движения самолета в соответствии с современными запросами практики являются работы С. Б. Пузрина. Работы эти представляют собой приложение теории технической устойчивости Моисеева к задаче об продольном прямолинейном движении самолета при наличии возмущающих сил. Целью настоящей работы явилось приложение теории технической устойчивости Моисеева к задаче о боковом движении самолета при наличии возмущающих сил. Поставленная задача дополняет решенную С. Б. Пузриным задачу об устойчивости продольного движения самолета, создавая тем самым возможность представить в виде одного общего целого задачу о технической устойчивости движения самолета. Как и в работе С. Б. Пузрина, в настоящей работе задача о технической устойчивости движения самолета решается как задача о подборе конструктивно-аэродинамических параметров самолета, обеспечивающих самолету заранее заданные летные качества, определяемые из условий летной эксплуатации самолета данного типа и назначения. Такой подход к решению задачи об устойчивости движения самолета основан на учете технических требований, выдвигаемых условиями наиболее эффективного применения самолета, и дает возможность получать конкретные числовые характеристики удовлетворительности летных качеств самолета. В настоящей работе рассматривается наиболее общий случай дважды возмущенного движения, характеризующийся воздействием внешних сил на самолет, который уже находится в состоянии возмущенного движения, т. е. параметры его движения имеют начальные возмущения. Рассмотрение распространяется на самолеты неизменной массы, с поршневыми двигателями, имеющие скорости, достаточно удаленные от скорости звука. Самолет считается абсолютно жестким. В работе используется терминология, принятая Н. Д. Моисеевым а его теории. Предлагаемое решение поставленной задачи об исследовании характеристик бокового движения самолета с точки зрения его технической устойчивости не может претендовать на исчерпывающую полноту. При решении данной задачи мы ограничились изучением принципиальной возможности замены старых методов анализа боковой устойчивости самолета новыми методами, идущими навстречу современным запросам практики конструирования и лет-лой эксплуатации самолетов. Цена: 300руб. |
||||