Математика | ||||
Пилотирование больших реактивных самолетов-Дэвис Д. М., «Машиностроение», 1975, 368с. | ||||
Дэвис Д. Пилотирование больших реактивных самолетов. Пер. с англ, под ред. В. Н. Нартова. М., «Машиностроение», 1975, 368с.
Эта книга, написанная известным английским летчиком гражданской авиации, знакомит читателя с особенностями пилотирования больших реактивных транспортных самолетов. Приводятся рекомендации по пилотированию в аварийных ситуациях, в сложных метеорологических условиях. Отдельная глава посвящена пилотированию очень больших реактивных самолетов типа Боинг-747. В книге рассмотрены наиболее существенные различия в пилотажных характеристиках самолетов с поршневыми и реактивными двигателями. Особое внимание уделено раскрытию физической сущности явлений, обусловливающих различия в пилотажных характеристиках самолетов с поршневыми и реактивными двигателями. Книга предназначена для летного состава гражданского воздушного флота и широкого круга специалистов авиационной промышленности. Она может быть также полезной для преподавателей и студентов авиационных учебных заведений. ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА Автор книги «Пилотирование больших реактивных самолетов» Дэвид Дэвис— известный английский летчик — испытатель гражданских самолетов, член английского Королевского авиационного общества (R AS). Свою карьеру летчика-испытателя он начал в 1946 году в авиации ВМС, где в течение трех лет испытывал новые типы военных самолетов, проверяя их пилотажные характеристики. С 1949 года Дэвис — главный летчик-испытатель английского Авиационного регистра (ARB)1. ARB представлял собой организацию, которая занималась регистрацией и проверкой летной годности (сертификацией) летательных аппаратов в Англии. Дэвис проводил сертификационные летные испытания большинства английских и некоторых иностранных гражданских самолетов, включая первый английский реактивный гражданский самолет «Комета». Опыт летной работы Дэвиса (более 4500 часов налета) охватывает пилотирование как гражданских, так и военных летательных аппаратов 150 различных типов: легких самолетов, современных реактивных транспортных самолетов (включая сверхзвуковой транспортный самолет «Конкорд»), планеров и вертолетов. Свой богатый опыт в пилотировании реактивных самолетов Дэвис обобщает в предлагаемой читателю книге. Хотя основная цель, поставленная автором,— помочь пилотам самолетов с поршневыми двигателями в освоении реактивных самолетов — значение книги выходит за эти рамки. Наряду со специфическими вопросами пилотирования Дэвис подробно в популярной и в то же время достаточно строгой форме рассматривает физическую сущность явлений, определяющих различия в пилотажных характеристиках самолетов с поршневыми двигателями и реактивных самолетов. Это делает книгу Дэвиса ценным пособием по аэродинамике и динамике полета. Рекомендации автора по приемам пилотирования реактивных самолетов в различных условиях полета сделаны на основе тщательного рассмотрения (с точки зрения пилота) достоинств и недостатков самолетов и устанавливаемых на них приборов и оборудования. Учитывая такой подход к изложению материала, а также то, что автор, давая рекоменда- С апреля 1972 года функции ARB переданы управлению гражданской авиации (САА). ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редактора перевода . . Введение ......... . Таблица различий Терминологический словарь Глава 1 . Различия первого порядка Увеличение размеров и веса Применение газотурбинных двигателей Увеличение скорости полета Увеличение высоты полета Глава 2. Следствия увеличения размеров и веса .......... Количество движения ....................... Бустерное управление ...................... Загрузочные устройства ..................... Широкий диапазон изменения веса ................. 41: Широкий диапазон изменения характерных скоростей (Vref) ..... ' 44i Широкий диапазон изменения центровки ........... . . 47; Стабилизаторы с изменяемым углом установки ........... ш Длинная база шасси ..................... '. . 5§ Глава 3. Особенности управления газотурбинными двигателями в по- ) лете ........................... 60 Введение ............................. бв; Развитие газотурбинных двигателей ................ 68Ч Зависимость тяги двигателя от положения рычага газа ........ 72 Приемистость ..... . ................... . 7* Отсутствие завинтовой струи .................... 76: Отсутствие сопротивления воздушного винта ... ......... 7$' Высокий расход топлива на малых высотах полета ......... 8Ф Приемы пилотирования для снижения шума на местности ....... 8» Расположение двигателей на самолете ............... 874 Автоматическое зажигание и отсекатели подачи топлива ...... . 93 Общие вопросы эксплуатации . . ................. '96 Глава 4. Увеличение скорости полета ......... ...... 102 Малое лобовое сопротивление ................... 102 Запасы по скорости ....................... 105 Малая подъемная сила на малых скоростях полета ......... 108 Средства увеличения подъемной силы ............... 113 Стреловидность крыла ...................... 117 Колебания типа «голландский шаг» ................ 1W: Демпферы рыскания и крена .................. • 18» Путевая и поперечная балансировка ...... . ........ 126 Спиральная устойчивость .................... . 1*» Сваливание ...... ..................... 13* Вибраторы штурвальной колонки ... .............. 15* Автоматы-толкатели штурвальной колонки ............. 155 Устойчивость по скорости .................... 168 Интерцепторы ....... .................. . • 1 7» 366 Стр. Глава 5. Увеличение высоты полета................ 179 Большие числа М........................ 179 Устройство балансировки по числу М............... 185 Аварийное снижение...........•............ 188 Средства увеличения сопротивления ................ 192 Особенности летных характеристик при полете на больших высотах . . 195 Глава 6. Взлет и посадка.................... 205 Высокие скорости снижения при заходе на посадку.......... 205 Ограниченная свобода движения в плоскости крена на земле..... 212 Высокие скорости движения по земле............... 214 Нагрев пневматиков и тормозов.................. 215 Ошибки в выборе момента начала подъема передней ноги при взлете . . 218 Реверс тяги ........................'. . . 221 Глиссирование ..................... ..... 225 Слякоть............................. 230 Эксплуатация самолета на загрязненных ВПП........... 237 Приемы пилотирования при взлете................. 239 Приемы пилотирования при посадке................ 245 Приемы пилотирования при уходе на второй круг.......... 248 Глава 7. Полет в сложных метеорологических условиях....... 250 Введение............................. 250 Выбор скоростей полета в турбулентной атмосфере.......... 251 Виды сложных метеорологических условий............. 256 Роль автопилота......................... 262 Пилотажные приборы....................... 264 Влияние на организм пилота условий полета в сильной турбулентности 267 Применение метеорадиолокатора.................. 269 Сравнение летных свойств самолетов с поршневыми и реактивными двигателями при полете в сложных метеорологических условиях .... 270 Человек в контуре управления самолетом............. 270 Приемы пилотирования в сложных метеорологических условиях ... 271 Вывод самолета из забросов ................... 275 Глава 8. Очень большие реактивные самолеты........... 286 Введение.............................. 286 Компоновка кабины экипажа...................• 290 Система управления самолетом и соответствующая часть гидросистемы 293 ; Летные и пилотажные характеристики............... 298 Взлет и посадка.......................... 310 Разные вопросы летной эксплуатации............... 321 Заключение .............•.......'..-.'..... 334 Обращение к линейным пилотам гражданской авиации....... 334 Обращение к летчикам-инструкторам ............... 336 Приложение.............................. 341 Цена: 300руб. |
||||