Математика | ||||
Электрооборудование самолетов-Барвинский А. П М.: Транспорт, 1990.— 320 с. | ||||
Барвинский А. П., Козлова Ф. Г. Электрооборудование самолетов: Учеб. для сред. спец. учеб, заведений — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт, 1990.— 320 с.
Изложены принципы построения и схемные решения систем электрооборудования самолетов. Описана работа систем энергоснабжения постоянным и переменным токами, а также электроавтоматики. Рассмотрены устройство агрегатов, функциональные и принципиальные схемы систем запуска двигателей, 2-е изд. написано в соответствии с новой учебной программой, рассмотрено электрооборудование новых типов самолетов. 1-е изд. вышло в 1981 г. Для курсантов авиационных технических училищ гражданской авиации, может быть использован инженерно-техническим составом. Ил. 102, табл. 8, библиогр. 9 назв. ВВЕДЕНИЕ Электрическую энергию на воздушных судах (ВС) применяют для приведения в действие системы запуска авиадвигателя, органов управления и специального оборудования, питания радиотехнических устройств, вычислительных и счетно-решающих машин, электрических пилотажно-навигационных систем и приборов, для наружного и внутреннего освещения и обогрева. Электрооборудование современных ВС — сложный комплекс различных приборов, машин и устройств. Элементы электрооборудования обладают большой эксплуатационной надежностью, имеют высокие технические показатели и обеспечивают высокое качество работы, постоянно готовы к действию, удобны в установке и обслуживании, имеют сравнительно небольшую массу и габаритные размеры. Идея широкого использования электроэнергии на ВС была выдвинута нашим соотечественником, выдающимся электротехником и изобретателем А. Н. Лодыгиным. В 1869 г. им был спроектирован электролет с приводом двух воздушных винтов от электродвигателя, питание которого предполагалось от специальных аккумуляторных батарей, предусматривалось и освещение в ночное время. Создатель первого в мире самолета знаменитый русский изобретатель и ученый А. Ф. Можайский в 1879 г-, предложил использовать энергию электрической искры для воспламенения горючей смеси в разработанном им авиадвигателе. Высокое напряжение, необходимое для искрового разряда, получалось с помощью индукционной катушки, питаемой от аккумуляторной батареи. В 1913 г. на самолете «Илья Муромец» было установлено световое оборудование. Оно включало в себя лампы накаливания для 'освещения приборов внутри кабины и сигнальные огни на концах плоскостей для опознавания самолета, а также электрические бомбодержатели и радиостанцию. Впоследствии на самолетах начали устанавливать фары для освещения взлетно-посадочной полосы. Установка светового оборудования позволила осуществить полеты в ночное время. В качестве источников электроэнергии начали применять генераторы переменного тока мощностью до 200 В-А с приводом от ветряного дви- з ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............. . . 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ САМОЛЕТОВ Глава 1 . Самолетные генераторы постоянного тока ...... 1 1 il.l. Общие сведший ............. И 1.2. Наз'начение, основные технические данные, устройство и ра- бота генераторов ............ 12 ili.3. Основные правила технической эксплуатации ..... 16 Глава 2. Регулирование напряжения самолетных генераторов посто- янного тока .............. 17 2.1. Общие сведения ............. 17 •2.2. Угольный регулятор .напряжения PHJ1I80 2-й .серии. ... 18 Глава 3. Параллельная работа и защита генераторов постоянного тока 22 3.1. Общие сведения ............. 22 3.2. Защита генераторов постоянного тока ...... 25 3.3. Основные правила технической эксплуатации аппаратуры за-щиты генераторов ............ 36 Глава 4. Самолетные генераторы переменного тока ...... 38 4:1. Общие сведения ... ......... 38 4.2. Назначение, основные технические данные, устройство и ра- бота генераторов переменного тока ....... 39 Глава 5. Регулирование напряжения и защита генераторов перемен- ного тока ............... 42 5.1. Общие сведения ............. 42 5.2. Система энергоснабжения самолета Ту-1'54Б ..... 43 6.3. Система энергоснабжения самолета Як-42 ..... 78 5.4. Система энергоснабжения самолета Ту-|134А ..... 91 Глава 6. Авиационные преобразователи электроэнергии, коробка пере- ключающих реле и аппарат переключения преобразователя 101 6.1. Общие сведения ............. 101 6.2. Назначение, основные технические данные, устройство, работа, проверка ............. 102 Глава 7. Самолетная электрическая сеть ......... 134 7 jli. Общие сведения ............. 134 7.2. Элементы электрических сетей ......... 136 7.3. Особенности эксплуатации ........... 149 319 ЧАСТЬ ВТОРАЯ f АВИАЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО ГИДРОПРИВОДА Глава в. Авиационный электропривод.........151 (8.1. Общие сведения.............151 18.2. Электромеханиэмы постоянного и переменного токов . . 151 18.3. Системы управления элементами самолета.....158 Глава 9. Электрическая часть авиационного гидропривода .... 209 9.;1. Общие сведения.............20& '9.2. Электрические схемы управления гидросистемами . . . 210 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СИСТЕМЫ САМОЛЕТНОЙ ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ Глава 10. Системы электрического запуска авиационных двигателей 222 ПОЛ. Общие сведения.............222 10.2. Система запуска турбореактивного двигателя .... 222 Глава Л'1. Электрооборудование топливных систем......251 iliK'l. Общие сведения.............251 '111.2. Система управления порядком расхода топлива . . . .253 il 1.3. Централизованная заправка самолета топливом .... 263 Глава 112. Системы освещения и сигнализации.......269' \1ВЛ. Общие сведения.............269 iie.2. Системы внешнего освещения на самолете Ту-1|54Б . . . 270 112.3. Системы внутренней сигнализации на самолете Ту-1б4Б . . 272 12.4. Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО^З . . . 277 112.5. Системы анешвей сигнализации.........283 Глава 13. Противообледенительные устройства самолетов .... 286 113.1. Общие сведения.............286 1Ш.2. Электрические схемы противообледенительных устройств 287 Глава '14. Электроагрегаты системы высотного оборудования . . . 296 '14.1. Общие сведения.............296 14.2. Электрические схемы электроагрегатов высотного оборудования ...............297 Глава 16. Системы пожаротушения.........303 11б.',1. Общие сведения.............303 116.2. Электрические схемы систем пожаротушения на самолете Ty-ili54B...............304 16.3. Система обнаружения дыма на самолете Ту-Л&ФБ . . . 312 ili5.4. Система нейтрального, газа..........314 1155 Краткие сведения о системах пожаротушения 'на самолете Ту-)134А...............315 Приложение. Расшифровка обозначений реле, контакторов и штепсельных разъемов..............316 Список литературы.............., 318 320 Цена: 150руб. |
||||