Математика | ||||
Летающие крылья-Костенко И.К. М.: Машиностроение, 1988. — 104с.: ил. | ||||
Рецензент чл.-корр. АН СССР СМ Егер
Костенко И.К. К 72 Летающие крылья. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1988. — 104с.: ил. ISBN 5-217-002964 Показан приоритет советских ученых и авиаконструкторов в развитии и становлении аппаратов типа "летающее крыло". В популярной форме изложены особенности аэродинамики и динамики полета самолетов и планеров, выполненных по указанной схеме. Приведены сведения о современных отечественных и зарубежных самолетах и планерах этого типа. Второе издание (1-е изд. 1985 г.) дополнено сведениями о современных сверхзвуковых самолетах схемы "бесхвостка" и самолетах типа "летающее крыло". Для широкого круга читателей. ВВЕДЕНИЕ Анализ большого числа опытных и серийно изготовляемых самолетов и планеров разных назначений, построенных за все время существования авиации, позволяет выделить три их главные схемы: нормальная схема, в которой горизонтальное оперение размещено за крылом; ' схема типа "утка" — горизонтальное оперение размещено перед крылом*; схема, у которой нет горизонтального оперения, а его функции выполняются самим крылом. Первая схема — наиболее распространенная в самолетостроении как в начальный период развития авиации, так и в наши дни. По второй схеме, как известно, братья Райт в 1903 году создали первый хорошо летавший самолет. В дальнейшем схема "утка" неоднократно привлекала внимание авиаконструкторов благодаря ее некоторым положительным аэродинамическим свойствам. Особое место в самолетостроении занимает третья схема самолета -так называемая "бесхвостка". В этой схеме конструкция самого крыла обеспечивает продольную устойчивость, балансировку и управляемость, и необходимость в горизонтальном оперении отпадает. "Бесхвостку", у которой толщина крыла оказывается достаточной для размещения внутри его двигательной установки и полезной нагрузки, условно называют "летающее крыло". Схема "бесхвостка" заинтересовала авиаконструкторов еще в двадцатые годы. Интерес к ней возрос в 1947 году, когда благодаря применению турбореактивных двигателей (ТРД) стало возможным преодоление барьера скорости звука. Такая схема применяется и в настоящее время. Применение схемы "бесхвостка" позволяет несколько уменьшить силу лобового сопротивления и снизить массу конструкции. Это удается обеспечить устранением горизонтального оперения и хвостовой части фюзеляжа. Советским авиаконструктором Б.И. Черановским был создан в 1940 году одноместный спортивный скоростной самолет типа "бесхвостка" * Название схемы "утка" связано с тем, что аппараты этого типа в полете из-за вытянутого перед крылом фюзеляжа напоминают летящую утку. Содержание Введение.....................................'....... 3 Первые шаги.......................................... 20 Первые достижения ..................................... 30 Быстрее звука......................................... 64 Дальнейшее развитие схемы................................ 87 Приложение.......................................... 102 Цена: 150руб. |
||||