Математика | ||||
Математические методы в планировании на железнодорожном транспорте.- И. В. Белов «Транспорт», 1972, стр. 1 — 248 | ||||
Математические методы в планировании на железнодорожном транспорте. И. В. Белов, А. Б. К а п л а н. «Транспорт», 1972, стр. 1 — 248;
В книге дается понятие об основных экономико-математических моделях, которые могут быть использованы в технико-экономическом планировании железнодорожного транспорта. Приводится описание соответствующих методов расчета, обосновываются целесообразные экономические критерии оптимального планирования. Рассматриваемые в книге модели и методы позволяют находить оптимальные решения при разработке планов перевозок, регулировании вагонных парков, планировании капиталовложений, при р'аспределе-нии технических средств по видам и местам работ, размещении новых предприятий и складов, в организации материально-технического снабжения и т. д. Книга предназначена в качестве учебника ло дисциплине «Математические методы планирования и. управления» для студентов специальностей «Экономика и организация железнодорожного транспорта» и «Механизированная обработка экономической информации», обучающихся в вузах железнодорожного транспорта, а также может быть использована инженерно-экономическими работниками транспорта. Рис. 27, табл. 58, библ. 33. Книгу написали: Введение — кандидаты экон. наук И. В. Белов, А. Б. Каплан; главы 1—4 (кроме § 3)—канд. экон. наук И. В. Белов; главы 5—11, § 3 главы 4 — канд. экон. наук А. Б. Каплан. ВВЕДЕНИЕ Планирование является центральным звеном, сердцевиной рукб-водства народным хозяйством в условиях,социализма. От качества планирования, обоснованности планов, эффективного использования имеющихся производственных ресурсов во многом зависят темпы развития социалистической экономики. В области планирования наша страна имеет крупные достижения. «Но стоять на месте нельзя, надо продолжать интенсивно работать над совершенствованием как теории, так и практики народнохозяйственного планирования»1. Первостепенной задачей является дальнейшее повышение научного уровня планирования, совершенствование его методов. Наука серьезно обогатила теоретический арсенал планирования, разработав методы экономико-математического моделирования, системного анализа и другие. Необходимо шире использовать эти методы--в плановой работе. Огромные возможности дальнейшего улучшения планирования и управления заключаются также в использовании современной вычислительной техники, средств связи и автоматической обработки массовой информации. Эти средства позволят в ближайшей перспективе создать отраслевые, а затем общегосударственную систему автоматизированной обработки экономической информации для целей управления, планирования и учета во всех отраслях народного хозяйства. Действие этих систем и использование экономико-математических методов позволят еще более повысить научную обоснованность планов, обеспечить оптимальные пропорции в народном хозяйстве и в каждой отрасли, полностью мобилизовать внутрипроизводственные резервы, оптимально использовать технику, рабочую силу, материалы, природные ресурсы. Настоящая книга посвящена описанию важнейших экономико-математических моделей и математических методов, которые могут использоваться в текущем и перспективном планировании работы и развития железнодорожного транспорта. Математические модели и методы применяются главным образом в случаях, когда из многих возможных вариантов плана или оперативных производственных решений нужно выбрать наивыгоднейший (оптимальный) по какому-либо показателю, например, по объему продукции или сумме издержек. Такой вариант часто дает большой экономический эффект: снижение расходов, увеличение съема продукции с наличных мощностей, ускорение работ и т. д. Но оптимальный вариант далеко не всегда очевиден, а найти его путем сплошного перебора всех возможных вариантов обычно нельзя, поскольку они слишком многочисленны. Математические методы позволяют в этих условиях выявить и реализовать лучший вариант, соответственно улучшив экономические показатели производства. В ряде случаев математические методы выбора оптимальных плановых решений могут использоваться при ведении расчетов вруч- 1 Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, М., 1971, стр. 67. О Г Л А ВЧП Е Н И Е Введение . ,................... j Глава 1. Критерий и показатели оптимальности при плани- > ровании транспорта .............. 10 § 1. Критерий оптимальности ............ ю § 2. Показатели оптимальности.......... цч Глава 2. Транспортная задача в матричной форме .... 19 § 1. Значение и экономико-математическая формулировка транспортной задачи .............. 19 § 2. Способы составления исходного (начального) плана при решении задачи методами последовательного улучшения плана................26 § 3. Решение транспортной задачи методом потенциалов 30 § 4. Решение транспортной задачи путем приближения условно-оптимальными планами.........39 § 5. Транспортная задача на матрице с дополнительными ограничениями...............45 Глава 3. Решение транспортной задачи в сетевой форме 52 § 1. Основные понятия и математическая формулировка задачи......................52 § 2. Решение задачи на сети для одного груза без ограничений пропускной способности........55 § 3. Решение задачи на сети для одного груза с ограничениями пропускной способности ....... 60 § 4. Преимущества и область применения сетевых и матричных методов...............64 Глава 4. Некоторые разновидности транспортных задач . . 68 § 1. Использование транспортных задач для выбора рационального размещения производства и специализации предприятий..............68 § 2. Двухэтапная транспортная задача ....... 76 § 3. Определение кратчайших путей на транспортной сети......................81 § 4. Приемы распределения грузопотоков по направлениям сети в условиях ограниченной пропускной способности ................ ... 86 Глава 5. Оптимизация сетевых графиков .......90 § 1. Назначение и область применения сетевых графиков 90 § 2. Построение сетевых графиков и расчет их показателей ......................91 § 3. Оптимизация сетевых графиков по стоимости: . . 99 § 4. Увязка сетевых графиков с наличными ресурсами 112 Глава 6. Использование общей и распределительной задач линейного программирования в экономических расчетах ...................116 § 1. Общая постановка задач рационального распределения ресурсов.................• И" § 2. Решение распределительной задачи модифицированным методом потенциалов.........119 § 3. Постановка общей задачи линейного программирования ...................."133 § 4. Симплекс-метод.................140 § 5. Двойственные переменные и их экономический смысл 147 § 6. Распределение ресурсов по критерию максимума про- -изводительности методом разрешающих множителей 157 Глава 7. Нелинейные задачи оптимизации........162 § 1. Некоторые простейшие задачи..........162 § 2. Решение задачи выпуклого программирования . . . 168 § 3. Некоторые разновидности нелинейных задач . . . 173 § 4. Понятие о задачах с кусочно-линейными целевыми функциями.......,............179 Глава 8. Задачи оптимизации с учетом постоянных расходов 184 § 1. Некоторые типичные задачи..........184 § 2. Комбинаторный метод решения задач с разрывными расходными функциями............188 § 3. Решение задач перспективного планирования методом целочисленного программирования .......193 § 4. Кусочно-линейная модель задачи перспективного развития транспортной сети...........197 Глава 9. Многоэтапные задачи оптимизации ......200 § 1. Понятие о статической и динамической постановке задач.....................200 § 2. Пример расчета.................203 Глава 10. Простейшие задачи управления запасами .... 207 § 1. Общие положения...............• 207 § 2. Определение рациональных интервалов поставок и размеров доставляемых партий......... 209 § 3. Увязка интервалов поставок с наличными оборотными фондами предприятий ....... ..... 212 § 4. Определение рациональных страховых запасов . . 216 Глава И. Использование корреляционных зависимостей в экономических расчетах.............228 § 1. Значения корреляционных зависимостей......228 § 2. Анализ зависимости двух факторов .......231 § 3. Анализ зависимости переменной величины от нескольких факторов (множественная регрессия) 239 Литература.......................244 Цена: 150руб. |
||||