Математика | ||||
Решение задач-Шарыгин И. Ф. М.: Просвещение, 1994.—252 с.: ил | ||||
Шарыгин И. Ф.
16 Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. общеобразо-ват. учреждений.— М.: Просвещение, 1994.—252 с.: ил.— ISBN 5-09-005948-9. Основная цель данной книги — подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях, повышение уровня общей математической подготовки. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач. 1-е издание вышло в 1989 г. под названием «Факультативный курс по математике. Решение задач». ПРЕДИСЛОВИЕ Данная книга предназначена для учеников X—XI классов, собирающихся после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов. С ее помощью решается конкретно-практическая задача — подготовка к конкурсному экзамену по математике. Математика конкурсного экзамена имеет большую историю, богатые традиции и целый ряд особенностей. Базируясь на математике элементарной, школьной, задачи конкурсного экзамена обогащены многими идеями математики высшей, вузовской. Именно идеями, а не теоретическими сведениями. Что касается теории, то здесь дело обстоит иначе. С одной стороны, вузовские экзаменационные комиссии проявляют известный консерватизм, предпочитая вести свой диалог с абитуриентом на традиционном языке и на традиционные темы, составляющие неизменное ядро школьной математики, так как нелегко уследить за частыми сменами программ и учебников. С другой стороны, главная задача конкурсного экзамена — отбор — вполне может быть решена в рамках небольшого по объему теоретического курса, особенно если в качестве главных критериев выдвигается проверка счетно-аналитических умений, уровня логического мышления и творческих способностей. И по содержанию, и по форме конкурсный экзамен меняется весьма медленно. В последнее время получил достаточно широкое распространение экзамен с использованием ЭВМ. К сожалению, в этом явлении проявляется скорее дань моде, нежели забота об улучшении качества вступительного экзамена. Безусловно, в вузах с небольшим конкурсом, в которых единственная задача вступительного экзамена — отсеять явно неподготовленных, такой экзамен вполне уместен и вполне оправдан. Возможно также, что подобный экзамен удобен при отборе на специальности, требующие высокой скорости принятия решений, хорошей психологической устойчивости. Иное дело — экзамен в условиях высокого конкурса, когда каждый потерянный балл мо- 3 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕ Предисловие ................................... 3 § 1. Преобразование числовых и алгебраических выражений ......... 9 1. Некоторые практические рекомендации.......................... — 2. Замена переменных. Условные равенства ..................... 11 3. Задачи ........................ 13 § 2. Уравнения и системы уравнений .........................•........... 17 4. Рациональные уравнения, приводящиеся с помощью преобразований к линейным и квадратным ................................ 18 5. Иррациональные уравнения. Появление лишних корней .... 20 6. О понятии допустимых значений неизвестного............... 22 7. Замена неизвестного ......... 23 8. Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Разложение на множители ............. 27 9. Системы уравнений ........... 28 10. Уравнения, содержащие абсолютные величины.......... 33 11. Задачи ........................... 36 § 3. Неравенства ...................... 45 12. Преобразование неравенств 47 13. Неравенства, содержащие абсолютные величины ........ 48 14. Задачи ............................ 50 § 4. Текстовые задачи ................ 53 15. Выбор неизвестных ............ — 16. Составление уравнений (ограничений) ..................... 54 17. Несколько нестандартных задач ................................ 60 18. Как можно обойтись без уравнений ....................... 65 19. Задачи........................... 67 § 5. Квадратный трехчлен .......... 99 20. Существование корней квадратного уравнения. Знаки корней ........................... 102 21. Расположение корней квадратного трехчлена ............. 104 22. Взаимное расположение корней двух квадратных трехчленов .......................... 108 23. Уравнения, неравенства и системы с параметром ........ 111 24. Уравнения, неравенства и системы с параметром. Графические интерпретации .... 116 25. Задачи на максимум-минимум. Доказательство неравенств............................ 120 26. Задачи ............................ 125 § 6. Числа и числовые последовательности..................... 138 27. Натуральные и целые числа — 28. Решение уравнений в целых числах ......................... 141 29. Рациональные, иррациональные и действительные числа 143 30. Метод полной математической индукции ................ 146 31. Числовые последовательности. Суммирование последовательностей ................... 148 32. Комплексные числа ........... 150 ' 33. Задачи ............................ 155 § 7. Планиметрия ..................... 165 34. Построение чертежа .......... — 35. Выявление характерных особенностей заданной конфигурации ........................... 167 36. Опорные задачи................. 172 37. Геометрические методы решения задач .................... 174 38. Аналитические методы ........ 180 39. Метод координат. Векторный метод ............................. 189 40. Задачи ........................... 192 Ответы, указания, решения ........ 213 § 1. Преобразование числовых и алгебраических выражений ... — § 2. Уравнения и системы уравнений ................................ 217 § 3. Неравенства .................. 230 § 4. Текстовые задачи ......... 231 § 5. Квадратный трехчлен ....... 249 § 6. Числа и числовые последовательности .......................... 280 § 7. Планиметрия ................. 296 Приложение Примерное распределение занятий по темам (минимальный уровень) 350 Цена: 150руб. |
||||