В тени человека-Лавик-Гудолл Дж М., «Мир», 1974. 264 с. с илл. | ||||
Лавик-Гудолл Дж., вав
В тени человека. Пер. с англ. Е. Годиной. Предисл. д-ра биол. наук проф. М. Ф. Нестурха. М., «Мир», 1974. 264 с. с илл. , Более десяти лет провела английская исследовательница Джейн ван Лавйк-Гудолл в джунглях тропической Африки, наблюдая за жизнью и поведением ближайших сородичей человека—шимпанзе. Как протекает жизнь в сообществах этих высокоорганизованных животных? Какова структура отношений внутри группы? Как шимпанзе обмениваются информа^ цией? —Обо всем этом и многом другом рассказывает автор книги, выступающий с призывом к сохранению этих редких животных. Книга необычайно ценна для специалистов — экологов, этологов, зоологов, антропологов, психологов, а также для всех тех, кто любит природу и интересуется ею. ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Среди большого количества вышедших у нас книг по этологи»' книга Джейн ван Лавик-Гудолл не может остаться незамеченной, так как она посвящена изучению поведения наших ближайших родственников — человекообразных обезьян шимпанзе. Нельзя сказать, чтобы шимпанзе как объект научного исследова1-ния не получили должного освещения в литературе. В многочисленных научных трудах отражены результаты экспериментов по изучению физиологии и психологии шимпанзе в неволе. Однако сведения о биологии этих обезь,ян в естественных условиях обитания оставались до сих пор отрывочными и разноречивыми. Между тем уже в начале 60-х годов были опубликованы результаты подробных исследований поведения других человекообразных обезьян на воле — горилл (Дж.Шаллер) и орангутанов (Б.Харрис-сон). Очередь была за шимпанзе. И эту тяжелую задачу взяла на себя английская исследовательница Джейн Гудолл. Конечно, и у нее были предшественники. Г. Ниссен по заданию лаборатории психологии Иельского университета наблюдал за жизнью шимпанзе, проведя два с лишним месяца на опытной станции в Гвинее. Природные места обитания шимпанзе обследовал и В. Рейнольде. Однако эти полевые наблюдения и путевые записи носили характер предварительных исследований. Многое из экологии и этологии шимпанзе оставалось далеко не выясненным, например, характер их стадности, взаимоотношений в сообществе и доминантной иерархии, миграций, питания, суточного цикла, гнездостроитель-ства и т. д. Вот почему подробное исследование разных сторон биологии этих обезьян представлялось важнейшей и необходимой, хотя и нелегкой, задачей. Это великолепно понимал профессор Л. Лики — выдающийся палеонтолог и антрополог, ученый со всемирно известным именем. Он предложил Джейн Гудолл, еще не имевшей специального образования в области этологии, саму идею эксперимента и всячески способствовал ее осуществлению. Интерес этот понятен — за последние полвека в Африке было сделано много замечательных открытий в области палеоантропологии, обнаружены костные остатки древнейших предшественников человека. Найти в поведении наших ближайших, ныне живущих родственников черты, проливающие свет на эволюцию человека, — вот идея, которой увлекся Лики. Вооружившись лишв* биноклем, Джейн Гудолл бесстрашно отправилась в самые дебри тропической Африки, чтобы во. всех СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию.............................................................................. 5 Предисловие.................,................................................................................................ 9- 1. Начало...................................................................................................................... 13 2. Первые шаги........................................................................................................... 22 3. Первые успехи........................................................................................................ 30 4. Жизнь в лагере ....................................................................................................... 39 5. Дожди ...................................................................................................................... 48 6. Шимпанзе приходят в лагерь ............................................................................... 56 7. Станция подкормки ............................................................................................... 67 8. Фло и ее семья ........................................................................................................ 77 9. Иерархия................................................................................................................. 84 10. Рост научно-исследовательского центра ............................................................. 97 11. Младенец................................................................................................................. 108 12. Детеныш.................................................................................................................. 118 13. Подросток ............................................................................................................... 126 14. В мире взрослых..................................................................................................... 134 15. Павианы и хищничество....................................................................................... 142 16. Смерть...................................................................................................................... 153 ' 17. Мать и дитя............................................................................................................. 162 18. В тени человека...................................................................................................... 172 19. Бесчеловечность человека..................................................................................... 181 20. Вместо эпилога....................................................................................................... 185 Приложение I. Стадии развития................................................................................ 193 Приложение П. Мимика и звуки................................................................................ 195 Приложение III. Использование предметов в качестве орудий и оружия.......... 199 Приложение IV. Пища................................................................................................. 203 Литература..................................................................................................................... 206 Цена: 150руб. |
||||