Психология-Крутецкий В. А. М.: Просвещение, 1980.—352 с., ил. | ||||
Крутецкий В. А.
S4 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с., ил. Книга написана в соответствии с программой курса психологии в педагогических училищах. В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ. -. 60вО!? _ ЧПе: _ _. ___ ОТ АВТОРА Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ. В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),— сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала. Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,— ориентировать учащихся педагогических училищ'— будущих учителей — на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма — причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора...........'..".; . ~ ....... g Раздел, первый. Введение в психологию............ 5 Глава I.Предмет психологии, ее задачи и методы........ _ § 1. Общее понятие о психике и психологии........ . _ § 2. Материалистическое понимание психики......... g § 3. Значение и задачи психологии............. 14 § 4. Методы психологии................. 16 Глава II. Мозг и. психика................. 28 § 1. Строение нервной системы.............. — § 2. Кора больших полушарий мозга............. 33 § 3. Работа нервной системы человека............ 37 Глава III. Развитие психики и сознания........... 46 § 1. Развитие психики в животном мире.......... — § 2. Сознание человека и его общественная природа....... 52 Раздел второй. Личность и деятельность............. 57 Глава IV. Общее понятие о личности и путях ее формирования — § 1. Понятие о личности................ — § 2. Общественная природа личности и ее формирование..... 58 § 3. Направленность личности............... 63 § 4. Личность и коллектив................ 67 Глава V. Деятельность................. . 68 § 1. Понятие о деятельности.............. — § 2. Структура деятельности.............• . . 70 § 3. Виды деятельности................. 72 § 4. Умение и навыки человека............... 78 § 5. Привычки.................... 84 Глава VI. Внимание................... 86 § 1. Внимание и его физиологические основы.......... — § 2. Виды и свойства внимания............... 91 § 3. Развитие и воспитание внимания школьников....... 101 Раздел третий. Познавательные процессы личности......... 106 Глава VII. Ощущение.................. — § 1. Понятие об ощущении................ — § 2. Анализаторы как органы ощущений........... 107 § 3. Виды ощущений.................. 109 § 4. Общие закономерности ощущений........... 115 § 5. Развитие ощущений................. 117 Глава VIII. Восприятие......'............ 120 § 1. Восприятие и его физиологические основы........• •, — § 2. Основные особенности восприятия............ 122 § 3. Развитие восприятия я наблюдательности у детей.....• • 126 Глава IX. Память .................. . 129 § 1. Память и ее значение................ — § 2. Физиологические основы памяти........' ' ' ' чч § 3. Процессы памяти................. |Ц* § 4. Виды памяти................... |36 § 5. Запоминание и условия его эффективности.......... * § 6. Забывание и борьба с ним..............J|? § 7. Индивидуальные особенности памяти...........j^a § 8. Развитие памяти у детей..............._ Глава X. Мышление и речь.................*~^ § 1. Понятие о мышлении................~ § 2. Речь и ее функции.................jj?° § 3. Операции мышления................. § 4. Основные формы мышления..............J °<; § 5. Индивидуальные особенности мышления человека......lob § 6. Виды речи........_............;!. § 7. Развитие мышления и речи у детей............1/1 Глава XI. Воображение . . ................1'' § 1. Понятие о воображении............. § 2. Виды воображения § 3. Развитие воображения у детей .......179 .„.,„„,„. __г_____ ^ ____ ...........184 Раздел четвертый. Эмоционально-волевая характеристика личности . . . .186 Глава XII. Эмоции и чувства...............~ § 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах..........Г~ § 2. Особенности эмоций.................|j-j? § 3. Виды чувств....................'цд § 4. Развитие эмоций и чувств у детей............;••••* Глава XIII. Воля....................20" § 1. Общее понятие о воле................~ § 2. Анализ волевого действия..............J^* § 3. Волевые качества личности..............~^ § 4. Развитие и воспитание воли у детей...........(••;• Раздел пятый. Психологические особенности личности....... Глава XIV. Темперамент................. § 1. Понятие о темпераменте................ ~ § 2. Физиологические основы темперамента..........~^L § 3. Характеристика темпераментов............ § 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной......~ работе........ .............~^ Глава XV. Характер...................*" § 1. Понятие о характере.................~ § 2. Черты характера..................уу> § 3. Формирование характера и пути его воспитания.......jjj™ Глава XVI. Способности.................. § 1. Понятие о способностях и их природе...........~ § 2. Виды способностей................^|1 § 3. Способности и личность................<•>/?. § 4. Условия развития способностей у детей..........^.п Раздел шестой. Основы возрастной психологии........... Глава XVII. Введение в возрастную психологию.........~ § 1. Общие закономерности психического развития........~ § 2. Понятие возраста и возрастных особенностей........?9д Глава XVIII. Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве . . § 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте .... „~ § 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте......... ^еп § 3. Готовность ребенка к обучению в школе......... ^5^ Глава XIX. Психологические особенности младшего школьника .... " § 1. Общая характеристика возраста.............„Г^ § 2. Учебная деятельность младшего школьника.........^5^ J 3. Особенности развития познавательных процессов........^5 § 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте . . . . Глава XX. Психологические особенности подростка и старшего „_„ школьника.................... § 1. Общая характеристика подросткового возраста........^яо § 2. Учебная деятельность и труд подростка..........„ял § 3. Формирование личности в подростковом возрасте . . . . 351 § 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения......288 § 5. Интересы и способности подростков........... 290 § 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника . . . 292 § 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками .....................296 Раздел седьмой. Основы педагогической психологии.........298 Глава XXI. Основы психологии обучения...........— § 1. Учение и его закономерности..............— § 2. Формирование у школьников научных понятий ....... 303 § 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления ....................307 § 4. Индивидуализация обучения..............311 Глава XXII. Основы психологии воспитания..........314 § 1. Общие закономерности формирования личности школьника ... — § 2. Психологические основы воспитательного воздействия.....320 § 3. Роль коллектива в процессе воспитания..........326 § 4. Психологические основы воспитательного воздействля труда . . . 329 § 5. Индивидуальный подход в воспитании...........333 Глава XXIII. Некоторые вопросы психологии учителя.......338 § 1. Личность советского учителя..............— § 2. Педагогические способности.............339 Некоторые методические указания к выполнению практических заданий 346 Литература.......................349 Цена: 150руб. |
||||