Курс инженерной психологии-Котик М. А.Таллин: Валгус, 1978. — 364 с., ил. | ||||
Котик М. А.
ГЗ Курс инженерной психологии. — 2-е изд., испр. и доп. — Книга является существенно переработанным и дополненный изданием ранее опубликованного «Краткого курса инженерной психологии» (Таллин, 1971). В ее основу положен курс лекций по инженерной психологии, прочитанный в Тартуском государственном университете за последние 10 лет. Квита предназначается для студентов психологического отделения университета и технических вузов, изучающих данный курс. Она может быть полезна специалистам в области психологии, эргономики, кибернетики и др., занимающимся изучением, проектированием и практическим применением систем «человек—машина». ПРЕДИСЛОВИЕ Вопросы инженерной психологии в последние годы приобрели большое значение не только в психологической науке, но в некоторой степени стали определяющими и в развитии техники. Практический опыт показал, что техника — орудие труда человека — может давать необходимый эффект только тогда, когда она в должной мере согласована с его психофизиологическими возможностями. Поэтому интерес к инженерной психологии — науке, призванной для такого согласования, предопределила практическая необходимость: без использования знаний этой области стало невозможным создание сложных систем управления, отвечающих требованиям современности. Вопросами инженерной психологии серьезно занимаются научно-исследовательские институты и лаборатории, их учитывают проектно-конструкторские организации при создании человеко-машинных систем и эксплуатирующие — при их практическом применении. Все эти обстоятельства обусловили необходимость подготовки специалистов в области инженерной психологии, необходимость изучения этой дисциплины в технических вузах. Возникла потребность в учебниках и учебных пособиях по курсу инженерной психологии. В 1969 г. нами было издано учебное пособие «Основы инженерной психологии», предназначенное для студентов психологического отделения Тартуского университета, а в 1971 г. — «Краткий курс инженерной психологии». Настоящая книга является существенно переработанным и несколько расширенным переизданием этого курса. За прошедшие годы появилось большое число новых исследований в области инженерной психологии, вышел ряд новых книг, отражающих ее отдельные аспекты; были выпущены общесоюзные стандарты, регламентирующие терминологию инженерной психологии и отдельные вопросы проектирования систем «человек—машина». Все эти данные были учтены в новом изданий курса. При его изложении мы старались отойти от лабораторного и фрагментарного подхода к анализу психических процессов, при- 23 24 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......................................................... 5 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.............................„...'.... 9 Глава 1. Человек в системе управления --........................... 9 1.1. Из истории инженерной психологии............................... 9 1.2. Инженерная психология в системе наук........л................... 14 1.2.1. Инженерная психология как отрасль .психологической науки ...... 14 1.2.2. Инженерная психология и эргономика --....................... 16 1.2.3. Инженерная психология и кибернетика.....................--. 18 1.2.4. Инженерная психология, ее принципы и методы................ 21 - 1.3. Человек как компонент системы управления .................,-- 23 1.3.1. Особенности деятельности человека в современной системе управления............................................................ 1.3.2. О подходе к человеку 'как компоненту системы управления ...... 21 1.4. Возможности и функции человека и машины в системе управления 30 1.4".1. Возможности человека и машины.............................. 30 1.4.2. Принципы распределения функций между человеком и машиной .. 35 1.5. Классификация систем «человек—машина»........................ 38 " 1.6. Человек и информация в системе управления...................... 40 1.6.1. Информационная модель........................................ 40 1.6.2. Концептуальная модель............__........;--............. ' 43 Глава И. Деятельность человека-оператора............................ 46 11.1. Некоторые общие положения теории деятельности..............'.. 46 П.1.1. Деятельность, действие и операция............................ '46 11.1.2. Планы действий ............................................... 52 11.1.3. Значение и смысл действия..................................... 53 II.-1.4. Эмоции и деятельность.............................>--........ 54 II. 1,5. Установка и саморегуляция деятельности........................ 59 11.2. Предметное действие..................................__....... 61 11.2.1. Саморегуляция в предметном действии................. .\ ."...... 61 П.2.2. Схема предметного действия --,............................. 66 11.3. Операция в предметном действии ..........,..................... 69 Н.3.1. Операция как результат навыка................................ 69 11.3.2. Двигательный акт как операция предметного действия.......... 74 Глава III. Информация, ее восприятие, преобразование и хранение человеком-оператором __.......................................,......... 79 111.1. Информация и ее количественное выражение.................... 79 111.1.1. Понятие информации и его использование в инженерной психологии ТУ 111.1.2. Количественные оценки информации............,............... 82 111.2. Использование теории информации в инженерной психологии __ 94 111.2.1. Препятствующие и благоприятствующие факторы.............. -, 94 111.2.2. Зависимость времени реакции от количества воспринятой информации..............................................."---- 97 111.2.3. Количество информации, сохраняемой в памяти ................ 102 II 1.2.4. Значимость информации и подходы ft ее оценке................ 106- II.I.3. Информационные процессы в деятельности оператора ........... 109 111.3.1. Восприятие информации...................................... 109 111.3.2. Преобразование информации .................................... 114 РАЗДЕЛ И. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА И СИСТЕМЫ .... 121 Глава IV. временные характеристики действия оператора и системы ... 121 IV.1. Использование временных характеристик в инженерной психологии 121 IV. 1.1. Время реагирования, как показатель деятельности оператора .... 121 IV. 1.2. Время реакции оператора ..................................>.... 123 IV.2. Характеристики чувствительности оператора.................... 125 IV.3. Факторы, влияющие на время реакции оператора ................ 133 IV.3.1. Время реакции на отдельные сигналы.......................... 133 IV.3.2. Время реакции на комплекс раздражителей --•................ 140 IV.4. Временные ограничения деятельности оператора................ 143 IV.4.1. Показатели временных ограничений ............................ 143 IV.4.2. Временные ограничения и своевременность работы оператора ... 147 IV.4.3. Временные ограничения как показатель4, напряженности деятельности оператора и значимости его задач ........................ 152 Глава V. Точность работы оператора и системы........................ 159 V.I. Точность как показатель деятельности оператера.................. 159 V.I.I. Определение точности.......................................... 159 V.1.2! Проблема точности ............................................ 160 V.2. Погрешности и их оценки ........................................ 162 -V.2.4. Погрешности измерения........................................ 162 V.2.2. Методы оценки погрешностей.................................. 165 V.3. Классификация и анализ ошибок оператора ...................... 167 V.4. Влияние психологических факторов на точность работы оператора 170 V.4.I. Влияние задачи на точность работы............................ 170 V.4.2. Регуляция точности............................................ 177 V.4.3. Точность и скорость действия.................................. 178 V.4.4. Некоторые -пути повышения точности работы оператора и системы 180 V.5. Ограничения деятельности оператора по точности.................. 182 V.5.I. Резерв точности.........................../..................... №2 V.5.2. Влияние ограничений по точности на деятельность оператора -- 185 V.5.3. Ограничения по точности как показатель сложности и значимости задачи .................•..................................... 19ХУ Глава VI. Надежность оператора и системы............................. 193 VI.1. Надежность работы техники и человека-оператора .'............... 193 VI.1.1. Проблема надежности оператора .............................. 193 VI.1.2. /Некоторые общие положения теории технической надежности .. > 195 VI. 1.3. Применение методов и показателей технической надежности к че- ; ловеку-оператору............................................. 201' VI.2. Влияние оператора на надежность системы...................... 2051. VI.2.1. Оператор как компонент системы, способствующий повышению ее ? надежности.................................?..............•• 205. VI.2.2. Надежность оператора и техники относительно опасных нарушений 212,\ VI.3. Саморегуляция и надежность оператора........................ 21 VI.3.1. Внешняя и внутренняя регуляция деятельности ................ 2 VI.3.2. Процесс саморегуляции и его особенности...................'... 211 VI.3.3. Влияние типологических особенностей оператора на процесс саморегуляции................................................... VI.4. Психологические показатели надежности оператора .............. V1.4.1. -Режимы работы оператора и его надежнбсть.................. 224 VI.4.2. Базовая и прагматическая надежность.......................... 227 VI.5. Эффективность системы «человек—машина» и ее оператора...... 229 РАЗДЕЛ III. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПЕРАТОРА.............. 233 Глава VII. Технические средства отображения информации и их психологические оценки .................................................... 233 VII.1. Классификация индикаторов.................................... 233 VII.2. Индикаторы, отображающие информацию абстрактными символами 238 VII.2.1. Стрелочные индикаторы ...................................... 238 VII.2.2. Цифровые индикаторы ....................................... 247 VII.3. Индикаторы, передающие информацию в форме изображений .... 250 VII.4. Приборные панели.....................i....................... 257 VII.5. Мнемосхемы ...........................*....................... 264 VII.5.1. Назначение и классификация мнемосхем ...................... 264 VII.5.2. Построение мнемосхем ...................................^.... 267 VI 1.5.3. Деятельность оператора с мнемосхемой ....................... 271 VI 1.6. Передача информации по слуховому и тактильному каналам __ 274 Глава VIII. Технические средства ввода информации и их психологические оценки ......................................................... 278 VIII.1. Двигательные задачи и органы управления оператора .......... 278 VIII.1.1. Классификация органов управления.......................... 278 VIII.1.2. Классификация двигательных задач ........................... 28! VIII.2. Анализ основных видов двигательных задач оператора.......... 285 VIII.3. Согласование органов управления с характеристиками деятельности оператора ..........,................................... 296 VI1I.3.1. Принципы согласования--.................................. 296 VIII.3.2. Оценка упорядоченности размещения средств индикации и управления на пульте оператора................................ 298 VIII.4. Управление машиной посредством речевых команд ........'..... 304 t РАЗДЕЛ IV. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»..................., 308 Глава IX. Методы отображения и анализа деятельности оператора...... 308 1Х.1. Методы сбора данных о деятельности оператора .....'.......__ 308 IX.2. Методы описания и анализа деятельности оператора.............. 314 IX.2.1. Описание и анализ деятельности на уровне системы ............ 314 IX.2.2. Описание и анализ деятельности на уровне операций............ 322 IX.2.3. Пример использования алгоритмического метода для описания и анализа деятельности оператора __.......................... 329 Глава X. Проектирование систем «человек—машина»................... 336 Х.1. Системотехническое проектирование.............................. 336 Х.2. Подходы ^проектированию систем «человек—машина»............ 339 Х.2.1. Общие принципы .....................................'......... 339 Х.2.2. Принцип распределения функций (компонентный подход) ........ 341 Х.2.3. Принцип проектирования деятельности (антропоцентрический подход)......................................................... 345 Х.З. Стадии и процедуры проектирования систем «человек—машина»__ 348 Заключение......................................................__ 358 Цена: 150руб. |
||||