Математика | ||||
Кино Монголии-М.Черненко Москва 1976 стр.61 | ||||
Кино Монголии-М.Черненко Москва 1976 стр.61
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРЕКИ ТЕОРИЯМ............ 3 «АРАТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЮ СТРАНУ» .... 6 АГИТКА ИЛИ ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ....... 11 ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЭПИКЕ.......... 17 ПОИСКИ РЕАЛИЗМА............ 22 СЕМЬЯ, РОД, ИСТОРИЯ........... 30 ПЕРЕД НОВЫМ ВИТКОМ.......... 42 ФИЛЬМОГРАФИЯ............. 54 ВОПРЕКИ ТЕОРИЯМ В этой стране есть все, о чем только может мечтать кинематографист: бесконечное синее небо, жесткое азиатское солнце — то ли триста дней в году, то ли больше. Есть скалистые горы, совсем как дежурный пейзаж из вестерна, и непроходимая тайга, и голые пустыни с развалинами древних городов, и плешивые сопки, и степи, и лиственные леса, совсем как в средней полосе России, и реки, полные рыбы, и пущи, полные пушного зверя, о котором и думать забыли в Европе... Словом, есть здесь все, что может очаровать заезжего туриста, охотника, этнографа, палеонтолога, геолога; и есть здесь все, чем жива от века эта древняя земля кочевников и скотоводов — несметные отары овец, верблюдов, лошадей, яков, оленей. И все это ждало встречи с кинокамерой годы, ждало и, объективно говоря, могло бы не дождаться вовсе, как это случилось, к примеру, во многих государствах Азии и Африки, продолжавших оставаться кинематографическими и не только кинематографическими колониями европейских метрополий вплоть до начала шестидесятых годов. И тем, что Монголия потеряла не семьдесят пять лет кинематографического развития, а всего лишь сорок, она обязана народной революции 1921 года, решительному скачку из феодализма к социализму, минуя капитализм. Одного этого достаточно для того, чтобы феномен рождения и формирования монгольской кинематографии представил интерес для многих развивающихся стран. Мало того. Подлинный феномен монгольского кино заключается в том, что оно было создано словно вопреки всем объективным законам развития десятой музы. В самом деле, изобретение Люмьеров было результатом длительного эволюционного развития и взаимодействия множества факторов: многовековой традиции литературной, театральной, изобразительной, музыкальной; промышленности, фотографии, индустрии развлечений, навыков и устойчивых форм городской жизни; зрительной культуры публики и прочее, и прочее, включая такие, казалось бы, незначительные факторы, ка* наличие в городах помещений, приспособленных для демонстрации фильма. Все это и многое другое давно уже принято объединять удобной формулой «кино — искусство синтетическое». Между тем в Монголии к моменту победы революции, да и в первое десятилетие после победы, практически отсутствовали все компоненты этой традиционной формулы. В самом деле, если начать с основы основ кинематографа — с литературы, каким, в самом первоначальном приближении, требованиям должна была отвечать эта литература для кинематографа? Нг углубляясь в детали, можно ответить просто: мало-мальски реалистической драматургией, опирающейся на факты реальной действительности, мало-мальски определенными характерами персонажей, также опирающимися на реальные жизненные прототипы, мало-мальски устоявшейся жанровой определенностью, устоявшимися читательскими стереотипами. Ничем подобным литература дореволюционной Монголии не обладала. Более того, литературы в современном понимании этого слова не было. Ибо первые романы (соответствующие средневековым романам европейских литератур) появились в Монголии лишь в первой половине XIX столетия. И даже в конце XIX века монгольскую литературу составляли главным образом аллегорические притчи, морализаторские поучения с животными в духе народных сказок. Положение это не слишком изменилось и в первые годы народной власти. На первых порах вся печатная продукция новой Монголии сводилась к изданию фольклора, а первый литературный сборник молодых писателей-кружковцев «Свод вдохновенных слов» был издан лишь в 1929 году. Тогда же появилась «Отвергнутая девушка» Ц. Дамдинсурэна — первое крупное произведение новой прозы. Произошло это всего за семь лет до создания студии «Монгол-кино». Дореволюционная Монголия не знала театра даже не в европейском понимании этого слова, она не знала театра, как сцены, как традиции. Быть может, только специалисты отмечают такие разрозненные факты театральной жизни феодальной страны, как домашние театры при дворах князей, ритуальные мистерии, приуроченные к религиозным праздникам в буддистских монастырях-дацанах, как старый китайский театр, игравший в немногочисленных городских поселениях для китайских купцов и ремесленников. Однако эти театральные или, точнее, театрализованные представления не имели не только постоянного зрителя, они не имели каких-либо постоянных трупп — актеров, режиссеров, художников. Не случайно, что после победы народной революции театральное строительство пришлось начинать буквально на пустом месте — поначалу создавать чисто самодеятельные труппы, затем труппы полупрофессиональные. Первый профессиональный монгольский театр был создан ре- шением правительства только в 1931 году, за пять лет до рождения кинематографа. (Отмечу в скобках, что с историей монгольского театра связаны и первые упоминания о любителях-кинооператорах: в том же 1931 году в спектакле по пьесе С. Буяннэмэха «Прошлое, настоящее и будущее» были использованы специально снятые кинокадры.) Вплоть до конца тридцатых годов монгольская музыка ограничивалась фольклорными песнопениями и импровизациями бродячих сказителей. Нотная грамота пришла в Монголию перед самой войной, и можно без особого преувеличения сказать, что обязана она своим появлением потребностям кинематографа: звуковое кино не могло обойтись без музыки, а музыку надо было писать, записывать и воспроизводить. Культура бродячих скотоводов практически не знала изобразительного искусства. Лишь в период расцвета и упрочения буддизма в Монголии появляется ритуальная живопись, культовые композиции, включавшие в себя порой и бытовые, жанровые сценки. Однако только в начале двадцатого века появляется живопись светская — в рамках той же иконописной манеры, плоскостной декоративности, которая при всей реалистичности деталей и дотошном натурализме рисунка была необыкновенно далека от действительности. И не случайно монгольское изобразительное искусство после революции начиналось с аллегорического политического плаката, позволявшего использовать для новых целей именно эти, единственно существующие традиции... Так, или примерно так, обстояло дело с теми компонентами культурного слоя, без которого было невозможно создание кинематографии как искусства, как промышленности, как национальной потребности. Между тем искусство это было создано. Цена: 150руб. |
||||